Гуляя по экспозициям музейного комплекса «Суздальский кремль», вы непременно обратите внимание на сложные архитектурные сооружения, высотой три с лишним метра, с несколькими ярусами и колонками, облицованные гладкими изразцами, расписанными синим цветом (кобальтом). Это так называемые голландские печи. При их рассмотрении возникают закономерные вопросы: какие печи были на Руси и почему во второй половине XVIII века в покоях суздальских архиереев возникают подобные чудесные печные конструкции?
М.Н. Волкова,
С древнейших времен на Руси для обогрева жилища использовали глинобитные печи. Изготовленные из доступного и дешёвого сырья – глины – глинобитные, или «битые» печи отлично держали тепло и не прогорали. На смену им пришли кирпичные печи, известные на Руси с Х века. Археологами во многих древнерусских городах, в том числе и в Суздале, найдены остатки кирпичного производства. Изначально глинобитные и кирпичные (русские) печи не имели труб и топились «по-черному». Дым из печи поступал в курную избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший, через специальное оконце в стене под потолком, выходил на улицу. Топить печь по-черному – большое искусство: неумелая хозяйка и сама от дыма могла задохнуться, и домочадцев уморить, а то и вовсе пожар устроить.
В XIV веке появились первые печные дымоходы – дымницы. Печи в курных избах стали сооружать с деревянной дымовой трубой, которая располагалась на довольно большом расстоянии от неё. Постепенно дымоходы стали изготавливаться из огнеупорного кирпича, и печная конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь». Вначале русские печи «по-белому» появились в домах богачей - бояр да князей, с XVII века они распространяются среди среднего сословия.
Однако люди не сразу отказались от печей «по-черному». Печь с дымоходом и трубой менее экономичная, она требует больше дров, так как тепло с горячим дымом уходит, что называется, в трубу – на обогрев улицы. Кроме того, дезинфекции избы дымом больше не происходило, к тому же искры из трубы на крыше очень опасны, особенно в ветреную погоду. Крыши раньше часто крыли соломой, дранкой, и в сухую погоду этот материал мог воспламеняться от малейшей искры.
Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении. Первые изразцовые печи появились на Руси в XV-XVI веках. Изразцовая рубашка позволяла дольше сохранять и лучше распространять тепло в помещении. Первоначально рельефный декор изразцов был терракотовым в виде сюжетных изображений, растительных рисунков, орнаментов. После кладки такие печи покрывались побелкой. К началу XVII века лицевая часть изразцов стала покрываться глазурью зеленого оттенка. Со временем менялся внешний вид изразцов и самих печей. С середины XVII века на Руси производили многоцветные изразцы, богато декорированные рельефами. При производстве «русских» изразцов требовалось высокое мастерство резчика для изготовления изразцовых форм. Полихромное (многоцветное) изразцовое производство распространилось по центральной части Русского государства, к концу XVII столетия в России было много школ-производств, отличавшихся индивидуальностью и выпускавших традиционную декоративную керамику. Ведущая роль в их производстве принадлежала Москве. Остатки изразцового производства XVII в. были обнаружены и в Суздале при реставрации звонницы Спасо-Евфимиева монастыря. Изразцы использовались как для украшения фасадов зданий, так и в интерьерах: мастера создавали высокохудожественные изразцовые печи. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена. Скорее всего, именно такие печные конструкции упомянуты в описи Суздальского Архиерейского дома 1800 г. под названием «изращатые печи старинных изразцов».
Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века.
Был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и по промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. Преобразования привели к строительству чисто отопительных толстостенных печей.
Путешествуя по Европе, Петр I познакомился со знаменитой голландской керамикой. К этому времени Голландия являлась крупнейшим поставщиком декоративной гладкой сине-белой плитки на европейский рынок. Выпускалась она со стандартными размерами и толщиной. В Россию поначалу плитку привозили из Голландии, но вскоре было освоено собственное производство, сначала в Петербурге, затем в Москве. Говоря современным языком, вопрос импортозамещения решился оперативно. Российские гончары, прошедшие обучение в Голландии, в совершенстве овладели техникой иноземной росписи.
Следует отметить, что в Москве была целая Гончарная слобода, которая занималась производством изразцов уже несколько веков и технология производства была отработана до тонкостей. Однако Москву Петр I не любил, обращаться к московским мастерам не хотел. Он принимает личное участие в организации производства печных изразцов нового типа в Санкт-Петербурге.
Сами европейцы работать с рисунками в сине-белых тонах начали приблизительно с 20-х гг. XVII столетия. Мода на такую монохромную роспись пришла с Востока. Китайский фарфор стал мечтой каждого европейца, и мастера, например, голландского города Делфта начали «подделывать» китайские изделия. Постепенно сложилась технология изготовления декоративной плитки: специальный раствор разливали по формам, немного подсушивали естественным путём, а после запекали в печи. Далее осуществлялось покрытие белой свинцовой эмалью. По ещё сырой поверхности прорисовывался рисунок. Затем плитка обжигалась окончательно при температуре около 1000 градусов. В результате такой обработки рисунок, который наносился вручную оксидом кобальта и давал синие оттенки, впаивался в глазурь. Для получения пурпурных оттенков использовали оксид марганца, но он был значительно дороже.
Откуда художники-керамисты брали сюжеты и темы для своих росписей? Первоначальным и самым главным пособием для западных мастеров явилась книга Иоахима Камерарио Младшего "Избранные эмблемы и символы" (Emblemata et Symbola Selecta) в 4-х томах, изданная в 1590-1604 годах в Нюрнберге и в 1668 году в Майнце. Она представляла собой иллюстрированный сборник латинских, итальянских, французских и немецких пословиц и поговорок о животных, растениях и явлениях природы. В начале XVIII столетия книга была переведена на русский язык и издана большим тиражом. Другим подспорьем русским гончарам служил распространённый букварь Кариона Истомина с гравюрами Леонтия Бунина, впервые изданный в 1694 г. Именно оттуда в XVIII в. перекочевали на изразцы многие изображения античных богов, мифологических героев и фигуры представителей различных народностей (китайцы, японцы, арабы и т.д.). Российские мастера очень быстро ушли от слепого копирования узоров с голландских образцов и к середине XVIII столетия рисунки на изразцах стали полностью самостоятельными, чисто русскими.
В середине XVIII в. рисунки на изразцах стали сопровождаться краткими пояснительными текстами. К примеру, под изображением погонщика на слоне стоит надпись: «Ленивого погоняю»; под собакой – «Крепко караулю»; под рисунком девушки, играющей на цитре, – «Хоть я молодица играю, а ладу не знаю» и тому подобное. Любопытно, что рождение этой новинки у нас совпало с подобным же явлением на Западе.
Исследователи русского изразцового искусства считают, что изразцы с синей сюжетной росписью и пояснительной подписью, использованные для «изращатых» печей Архиерейского дома в Суздале, – московского производства третьей четверти XVIII в. Это один из видов московских изразцов, которые были широко распространены во второй половине XVIII в. по всей Центральной части России. Известны печи, облицованные подобными изразцами: во дворце (палатах) Волковых-Юсуповых (Москва) и в Княжеских теремах Ростовского кремля. Изразцы подобного типа хранятся в Костромском музее-заповеднике, в Шуйском краеведческом музее.
Архиерейские палаты Суздальского кремля – сложное архитектурное сооружение, состоящее из разновременных построек, объединенных в конце XVII века митрополитом Иларионом в единый комплекс. Конечно, все внутреннее пространство отапливалось печами: в хозяйственных помещениях печи были попроще, в жилых и церковных – с изразцовыми рубашками. В упомянутой выше описи Архиерейского дома 1800 г. показаны 15 печей с «русскими» и «голландскими» изразцами. Как правило, они топились из соседних помещений через ниши, устроенные в стенах. В своде каждой ниши имелся вертикальный дымоход. В стене, обращенной к нише, находилась топка. Ниша во время топки затворялась железной дверью, предохранявшей помещение от дыма. Такой способ отапливать помещения казался более безопасным. В XIX веке при приспособлении помещений Архиерейского дома под нужды Суздальского духовного училища прежняя система отопления была нарушена и наши изразцовые печи стали топиться непосредственно из отапливаемых помещений. При реставрации Архиерейских палат по проекту Алексея Дмитриевича Варганова в середине XX столетия обнаружились эти печные ниши в стенах, в результате появилась возможность показать начальную систему отопления. Полюбоваться знаменитыми суздальскими изразцовыми печами, понять, каким образом они топились, рассмотреть изображения, почитать поучительные, а порой забавные подписи к ним можно в экспозициях «Крестовая палата» и «История Суздаля» в Архиерейских палатах Суздальского кремля.
зав. историко-этнографическим
отделом.