Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

Здесь воспитывают в духе лучших российских традиций, православия и патриотизма

19 Июня, 2020

Вот и прозвенел во всех школах последний звонок, правда в необычном формате, для выпускников 2019-2020 учебного года. Закончился этот год и для выпускников 9 и 11 классов Суздальской Православной гимназии. В девятый раз выпустила своих детей 11 класса гимназия. Следующий год будет юбилейный – 20 лет работы и десятый выпуск одиннадцатиклассников. Это уже серьезный срок для становления и формирования учебного заведения.
Более 170 выпускников разных специальностей: инженеры, дипломаты, врачи, юристы, дизайнеры успешно трудятся в разных городах нашей страны. Гимназия росла и развивалась, создавая свои традиции, свои проекты, которые наполняют учебный и воспитательный процесс новыми формами и идеями.
Восемнадцатилетний творческий тандем с музыкальной школой искусств п. Садовый вырастил и выпустил не одно поколение пианистов, скрипачей, баянистов, аккордеонистов, балалаечников, вокалистов, художников. Около 80 % учащихся Суздальской Православной гимназии – это учащиеся отделения школы искусств п. Садовый. Во Владимирской области это единственный в своем роде частно-государственный проект, который работает такое длительное время. Учащиеся и выпускники данного отделения являются победителями и призерами многочисленных конкурсов и фестивалей как во Владимирской области, так и в России. Музыкальные спектакли на Рождество и Пасху, которые ставятся гимназистами с помощью педагогов музыкальной школы, давно уже стали настоящим явлением в творческой жизни города, во время спектаклей всегда аншлаг, на них приходят не только родители гимназистов, но и горожане и гости города. В этом безусловная заслуга замечательного коллектива педагогов отделения школы искусств п. Садовый имени В. Ширшиковой во главе с директором М.Н. Кошминой.
Семь лет на базе гимназии работает кадетский класс имени А.В. Суворова. Ребята с 3 по 11 класс занимаются военной и строевой подготовкой, изучают историю военного дела, ходят на занятия конным спортом и на плавание. Три года ребят-суворовцев окормляет генерал-майор А.В. Черкасов и руководители Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «АЛЬФА». Кадеты-суворовцы весь учебный год трудились над созданием музея Суворова в гимназии, своими руками делали и продолжают делать экспонаты: карты походов А.В. Суворова, костюм А. В. Суворова, витражи и их наполнение. Строящийся музей посетил митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, который положительно отозвался о патриотической работе в гимназии. Мы все очень рассчитываем, что осенью 2020 года музейный класс примет своих посетителей. Кадеты неоднократно выезжали в село Кистыш, где работали в храме, облагораживали прихрамовую территорию. Но самое главное – это их участие в литургической жизни Суворовского храма.
В четвертый раз, в этом году ускоренно в марте, выпустила своих выпускников гимназическая «Школа дошколят». Большинство из них пойдет в первый класс, который в новом учебном году возьмет опытный педагог И.Н. Бабакова.
Жизнь в гимназии наполнена множеством событий. Помимо учебной работы, занятий в кружках, в школе искусств, в кадетском классе, ребята любят и с удовольствием проводят различные праздники: «День учителя», «Осенины», где дети организуют выставки работ «Красота Божьего мира», «Прощание с Азбукой», «День Защитника Отечества», «День славянской письменности и культуры». В этом году в связи с карантином не удалось совершить паломническую поездку, которая традиционно завершает учебный год для творческой группы ребят, отличников учебы и победителей олимпиад.
Многочисленные гости, посещающие гимназию, задают всегда один и тот же вопрос: как в современных условиях, когда в общеобразовательных школах практически исчезло воспитание, а с ним и традиционное, качественное образование, гимназии удалось сохранить дух классической добротной школы? Ответ один, во-первых, потому что во главе образовательного процесса стоит православное воспитание, а отсюда и сохраненное хорошее образование. Ибо без воспитания никакого образования быть не может. Мы стараемся идти не в ногу, а в разрез тем разрушительным тенденциям, которые в последние двадцать лет царят в образовании. И, во-вторых, мы придерживаемся той линии, которая была выбрана 20 лет назад при создании гимназии – её малокомплектность. Мы сознательно идем на сохранение наполнения классов в среднем по 15 человек, и это позволяет поддерживать хорошее качество образования, так как уже давно научно доказано, что оптимально количество детей в классе – 15. Это помогает учителю достучаться до каждого ребенка, неоднократно спросить его во время урока, объяснить непонятый материал.
Понятно, что с точки зрения финансирования, для государства это крайне невыгодно. Именно поэтому последние 25 лет шла жесткая оптимизация, когда закрывались хорошие специализированные малокомплектные школы в городах и в сельской местности. За последние 20 лет на селе было ликвидировано около 20 тыс. малокомплектных школ. Это стало одной из главных причин того, что с карты страны исчезло 20 тыс. деревень. Как пишет известный ученый и писатель, академик Российской академии образования Анатолий Цирульников, произошла отечественная гуманитарная катастрофа. Но решение относительно нее в разных странах принимают по-разному. Тенденция укрупнения школы у нас в стране идет против трендов мировой практики. В Норвегии, Дании и других странах мира идет процесс разукрупнения школ в селах и в малых городах. Только в нашей стране все наоборот. В почти полуторамиллиардном Китае сегодня работают десятки тысяч школ с 3-5 учениками, причем в 8000 школ, в особенности на Западе, где горная местность, сохраняется обучение с одним учеником! И это не случайно: по законодательству КНР при наличии хотя бы одного ученика школа не может быть закрыта. И не только из гуманистических побуждений. В Китае хорошо помнят, что именно село, малые города, маленькие производства, цеха, ремесла, возникающие там в начале 80-х годов в семьях и на базе образовательных учреждений, стали источником процветания страны.
Некоторые сдвиги намечаются и у нас в стране. В их числе запуск программы «Земский учитель», связанный с катастрофической нехваткой учителей. Однако, эта программа в том виде, как она представлена сегодня, ограничивается простыми мерами поддержки педагога, идущего в сельскую школу (единовременное пособие в размере 1 млн. руб.). Но получить это пособие не просто, учитывая заформализованность программы на местах и различные бюрократические препоны. Эта программа совершенно упускает комплекс содержательных, социально-психологических, организационных и социально-экономических условий, без которых поставленная Президентом России задача не может быть решена.
В качестве решения кадровой проблемы в недрах Министерства просвещения родилась идея разрешить студентам, начиная с третьего курса, преподавание в школах. Но, во-первых, эта идея уже давно претворена в жизнь, директора школ вынуждены от безысходности приглашать студентов для заполнения вакансий, что повлекло за собой резкое ухудшение качества образования. Во-вторых, в следствии выхолощенной учебной программы в педагогических вузах, не наученные педагогическим методикам студенты, готовы будут выполнять только функции воспитателей, осуществлять присмотр за детьми. Сами же, упустят возможность получить полноценное образование, так как у них просто не будет на это хватать времени. Программа «Земский учитель» требует неотложных содержательных корректировок, а для этого нужны серьезные обсуждения с участием педагогов, родителей, управленцев, хозяйственников, жителей разных регионов.
Впереди лето, время для подготовки школ к новому учебному году. Мы все очень надеемся, что он пройдет у нас в очном режиме. Опыт так называемого дистанционного образования, по существу оставил большие проблемы, которые еще предстоит решать. В условиях регионов, не только нашего, но и других, где нет технических возможностей для осуществления обучения в таком режиме, нужны другие способы для фактического, а не формального обучения детей.

Н.В. Аникина, к.э.н.,
исполнительный директор Суздальской Православной гимназии.

Здесь воспитывают в духе лучших российских традиций, православия и патриотизма
Здесь воспитывают в духе лучших российских традиций, православия и патриотизма
Здесь воспитывают в духе лучших российских традиций, православия и патриотизма
Здесь воспитывают в духе лучших российских традиций, православия и патриотизма
Здесь воспитывают в духе лучших российских традиций, православия и патриотизма
Здесь воспитывают в духе лучших российских традиций, православия и патриотизма
Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.