Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

«Вячеслав Почечуев. Древо жизни»

1 Декабря, 2022

Юбилейная выставка, приуроченная к 85-летию скульптора Вячеслава Валентиновича Почечуева (1937–2002), открылась в выставочном зале Суздальского кремля.
Имя художника, создателя знаменитой «машины времени» для фильма «Иван Васильевич меняет профессию» когда-то в далеком 1973 г. покорило зрителей. Это вращающееся, сверкающее и щелкающее «чудо техники» совершенно органично соответствовало замыслу юмористического фильма Леонида Гайдая. Годом раньше Вячеслав Почечуев создал монументальные декорации для сказочной экранизации «Руслана и Людмилы» Александра Птушко. В наше время эти картины входят в художественный кинофонд советского кинематографа.
Данные работы автора были яркими вспышками в его творческой биографии, но главным делом его жизни стала работа над созданием многочисленных образов, выполненных из любимого материала – дерева. К его выбору привели превратности судьбы мастера. В молодые годы он два года работал художником-декоратором в легендарном театре «Ленком», а затем был успешным карикатуристом. Его веселые юмористические зарисовки печатались в популярных журналах «Советский Союз», «Огонек», «Театральная жизнь», «Советский цирк». Утрированные жизненные ситуации, бытовые зарисовки, наполненные легкой сатирой, давались автору легко и непринужденно.
Но монотонность и однообразие жизни тяготило художника, он взял творческую паузу и уехал в геологическую экспедицию на «край земли» на Камчатку. Два года он собирал минералы, прошел с рюкзаком многие километры, переплавлялся на лошади через бурные северные реки и каждый день вел дневник, записывая свои впечатления об увиденном. Там на Камчатке его поразила суровая красота каменной березы. Она отличалась от привычной красавицы среднерусской полосы своим кряжистым стволом, «броней» толстой коры и каповыми наростами, а также толщиной ствола и высокой плотностью древесины.
В 1967 г. Почечуев был зачислен лаборантом на сейсмическую станцию на мыс Шипутинский. Там среди скал, омываемых океаном, он устроил свою мастерскую и первую выставку, зрителями которой были его напарник по станции и приехавший начальник экспедиции. Потом была выставка в областном драматическом театре Петропавловска-Камчатского, и Вячеслав Почечуев стал героем фильма «Камчатская палитра», принесшим ему известность скульптора.
По возвращении в Москву прошли немногочисленные, но очень яркие выставки. Признание вдохновляло, но В.В. Почечуев оставался в полном смысле свободным художником, не стремившимся ни к каким статусам и званиям. С Камчатки и из республики Коми он привез много рабочего материала и устроил себе мастерскую в деревне Сергеево Собинского района на Владимирской земле. Здесь были созданы многочисленные скульптурные композиции автора, они разошлись по частным коллекциям, многие оказались за рубежом – в Германии, Франции, Испании, Израиле, Америке, Бразилии, Мексике.
Свои работы скульптор ласково называл «деревяшками», хотя каждое произведение несет в себе глубокий смысл, передает отношение автора к извечным проблемам бытия. Постепенно сформировались темы: «Добро и Зло», «Свобода и Несвобода», «Нам не дано предугадать», «И это всё любовь», «Дарю улыбку», ставшие основными для творчества автора.
Техника исполнения, какой бы виртуозной она не была, всегда является лишь средством для передачи главного содержания произведения. По словам автора и сам смысл появляется в процессе работы помимо воли мастера: «Меня иногда спрашивают, как родился тот или иной замысел. А я сам не знаю! Порой думаю, что каждый замысел изначально существовал вне меня. Вот я бросаю взгляд на
какую-­нибудь заготовку. Руки сами берут молоток, стамеску, сами что-то нащупывают в древесной корявости. Такое ощущение, будто кто-то мною пользуется, как живым инструментом, а я этому нисколько не сопротивляюсь, наоборот, поддаюсь с неописуемым наслаждением. Творчество – это, конечно, великая тайна! Впрочем, как и вся наша жизнь».
Настоящая известность пришла к скульптору благодаря усилиям его вдовы Натальи Николаевны Киселевой. Она стала автором книги «Ключ от Берендеева царства» о жизни и творчестве В.В. Почечуева. Произведения мастера попали в собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Государственного исторического музея, Государственного Дарвинского музея, Государственного центрального музея кино, Мемориального музея космонавтики, Государственного музея религии, Тверского государственного объединенного музея, Литературного музея Марины и Анастасии Цветаевых.
Мы надеемся, что выставка Вячеслава Почечуева будет пользоваться успехом у жителей и гостей города Суздаля. А мастерство и глубокий внутренний мир художника-философа оставит след в памяти у посетителей музея.

Т.Н. Меркулова,
заведующая сектором изобразительного и прикладного искусства, куратор выставки.

«Вячеслав Почечуев. Древо жизни»
«Вячеслав Почечуев. Древо жизни»
«Вячеслав Почечуев. Древо жизни»
«Вячеслав Почечуев. Древо жизни»
«Вячеслав Почечуев. Древо жизни»
«Вячеслав Почечуев. Древо жизни»
«Вячеслав Почечуев. Древо жизни»
«Вячеслав Почечуев. Древо жизни»
Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.