Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

Все дороги ведут к храму

26 Марта, 2020

Так уж повелось, что храм на селе – самое главное место: к нему ведут все дороги. С него начинается жизнь человека, когда приносят его младенцем в храм, чтобы крестить. Потом он взрослеет, решается создать семью и вновь идёт в храм – венчаться. И в храме его отпевают, когда пробьёт его последний час.
История храма Преображения Господня в селе Порецкое Суздальского района также, как и судьба сотен, тысяч православных храмов по всей России, таинственна, загадочна и трагична… Много повидали эти стены, много пережили люди, стоящие за веру…
Впервые село Порецкое упоминается как вотчина митрополита Московского в 1460 году в  «Жалованной льготной грамоте великого князя Василия Васильевича Митрополиту Ионе на село Порецкое Владимирского уезда» (1460 г.)Великий князь Василий Васильевич («Тёмный») по случаю пожара, во время которого сгорела половина села Порецкого, пожаловал тех сельчан погорелых освобождением от дани на три года («Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», 1896 год).
В конце XVI века в селе Порецком существовала уже церковь во имя Архангела Гавриила. В XVII столетии в патриарших окладных книгах в Порецком значится церковь уже другого имени (1628г. «церковь царя Константина въ патриаршь вотчинь въ сель Порецьцкомъ»). В 1695 году в патриарших окладных книгах в Порецком значились уже две церкви – во имя Преображения Господня и во имя благоверных князя Константина и матери его Елены. В 1721 году обе эти церкви оказались очень ветхи, поэтому их разобрали и на том же месте построили две новые деревянные церкви с престолами того же названия.
В 1737 году в Порецком случился от молнии пожар, сгорело 40 домов. Но церкви уцелели и существовали до конца XVIII столетия. В 1795 году вместо них построена каменная церковь, сохранившаяся до наших дней. В 1798 году к этой церкви пристроена каменная колокольня. Престолов в церкви три: в холодной – во имя Преображения Господня, в приделе теплом – во имя Рождества Христова и во имя равноапостольных царя Константина и матери его Елены (приделы эти освящены в 1839 году).
Нижеприведенные сведения составлены по воспоминаниям и рассказам жителей с. Порецкого. 
Храм с. Порецкое славился своим убранством и великолепием: очень много было икон в золочёных ризах, огромное, пятиярусное золочёное паникадило, две пары венчальных венцов: покрытые золотом с драгоценными камнями для богатых людей, серебряные венцы для бедных. 
Колокол отливали для Боголюбовского монастыря, но житель села Климов выкупил его для храма. 24 декабря 1870 года на огромной телеге, в которую запряжено было 12 пар лошадей, привезли главный колокол с вылитой на нём надписью: «НИКАНОРЪ» в Порецкое. По всему пути следования обоза стояли люди на коленях, приветствуя колокол.Его звон был слышен даже в Суздале. Но в начале 30-х годов ХХ века колокол решено было сбросить. Казалось, вся округа собралась перед храмом: кто со слезами, кто с мольбой, кто с проклятьями. Замерли люди в ожидании. Многие будто оцепенели. А проходящие на колокольню рабочие лишь посмеивались над «темнотой» и несознательностью порецкого люда.
- А уж колокол-то вам почто? –  слышалось со всех сторон.
- Танки сделаем – воевать поедем, - гордо заявил рабочий.
- Да пустить бы эти танки да на вас, - вдруг вырвалось у Варвары Ульяновой, одной из самых бедных жительниц села. Толпа в ужасе отхлынула. А к вечеру к дому Варвары приехал «чёрный воронок», и больше её никогда в селе не видели. Как сотни тысяч других, сгинула Варвара Ульянова в сталинских лагерях.  А колокол всё-таки сбросили... 
Позже не раз председатель колхоза обращался к старушкам: «Помолились бы, дождичка надо». Но те, помня столь страшную картину сброса колокола, отвечали: «Нет, вы коммунисты, вы и молитесь».
В храме села Порецкого была большая церковная библиотека. Она занимала целую стену при входе в храм. Книги стояли в деревянных шкафах за стеклом. Среди них были и светские. Например, несколько томов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона», велась летопись села Порецкого: на толстых желтоватых листах то тоненьким перышком, то толстым пером записывались все важные события на селе. Часть книг, сохраненная о. Александром (Любимовым) сохранилась. 
В Порецком из уст в уста передают легенду о том, что жил здесь Блаженный Михаил, который даже зимой ходил босиком по снегу в длинной рубахе-рубище, позванивая веригами.  Жил он на Малой Стороне в ветхой баньке: приютили его люди добрые. Кто он и откуда, не знал никто. Обладал Михаил великим даром – лечил людей травами, родниковой водицей. Слава о дивном врачевателе по всей округе шла.Перед своей смертью сказал блаженный, что эту улицу, что за церковью находится, которая кров ему дала, огонь стороной обходить будет. Сколько лет прошло с тех пор, сколько пожаров в Порецком было, но ни разу не горела Малая Сторонка! 
В день похорон юродивого в небе появилась стая голубей, покружились они над церковью и сели на гроб с его телом. Похоронили Блаженного Михаила в церковной ограде. Приходили люди со всей округи, чтобы взять щепотку  земельки с его могилки, так как она помогала от многих  хворей. И после своей смерти помогал блаженный людям. 
В конце 30-х годов церковь закрыли. Но недолго она простояла без дела. Сделали в ней зернохранилище. Зерна было много, телеги шли одна за одной, а монахиня Аннушка, которая осталась жить в Порецком, как из-под земли вырастает перед лошадью, дорогу загораживает и кричит: «Не пущу коней в ограду, не дам церковь лошадьми поганить. Таскайте зерно на горбу своём!». Здоровенные, сильные мужики прикрикнут на неё, а она ни с места: маленькая, сухонькая, горбатенькая, стояла она перед толпой рассерженных мужиков, а они покричат, помашут руками и отступят: взвалят мешок на спину. Это благодаря Аннушке сохранилась церковная ограда. Многие иконы, книги, утварь были переданы Аннушкой на хранение или спрятаны. До сих пор старожилы села тепло вспоминают эту женщину, которая обучила многих рукоделию. Во многих домах села сохранились вышивки Аннушки, одеяла, стеганные ею.
Первое время страшно было в церкви работать: как-никак – церковь. А потом уж привыкли, даже в алтарь женщины заходили. 
В 1877 году настоятелем храма Преображения в селе Порецком  Владимирского уезда и десяти окрестных сёл становится священник Никанор Любимов.  Благочинного протоиерея о. Никанора народ уважал за его добрые дела. При нём у церкви был пристроен холодный придел и колокольня. В январе 1912 года случилось несчастье. Отец Никанор возвращался из служебной поездки в соседнее село, но на старом мосту повозка провалилась, и он оказался в ледяной воде. Через несколько дней он скончался. Перед смертью отец Никанор просил сына Александра, который после Владимирской духовной семинарии работал штатным преподавателем в Порецком начальном училище, заменить его на священническом  поприще. Скончался Никанор Васильевич 16 января 1912 года и был похоронен у церковных стен. В том же году Александр принял сан священника и стал настоятелем Преображенской церкви села Порецкое вместо умершего отца. В соответствии с церковным уставом вскоре 
о. Александр обручился с учительницей Ниной Николаевной Зяблицкой, дочерью священника Николая Алексеевича и Надежды Васильевны Зяблицких из Суздаля. Бракосочетание состоялось 14 мая 1912 года в Успенском соборе г. Владимира.
И потекла их тихая семейная жизнь в 
с. Порецком, полная праведных трудов, служб и добрых дел. В семье появилось пятеро детей. Большая, дружная семья отца Александра пользовалась большим уважением у сельчан. 
Наступил октябрь 1917 года… В тяжёлые времена гонений на церковь рушились и  крушились  все установившиеся в народе традиции и нормы сельской жизни. И хотя без колокольного звона, но службы в Порецком храме  шли. 
Пришли времена поголовной коллективизации. По постановлению Владимирского РИКа от 11.04.30 г. хозяйство Любимовых было отнесено ко второй группе по раскулачиванию.  ГПУ (главное политическое управление) предъявило обвинение: «тесно связан с группой кулаков, с которыми проводит антисоветскую работу».  Его обвинили в том, что он имел два дома и нанимал по 20 работников. Это был полный абсурд. В семье,  где было пятеро  детей, не было даже прислуги, все работы по дому и на подворье велись семьей. И Александр Любимов был взят  под стражу.
После жалобы о. Александра во Владимирский краевой исполком дело о раскулачивании пересмотрели, обвинения были сняты, но семье так и не вернули изъятые дом, амбар, житницу и баню.
Большое семейство поселилось в выделенном властями каменном амбаре. Сельскую церковь то открывали, то закрывали, семья священника жила каждодневными заботами. Дети подрастали, уезжали и устраивались во Владимире и Коврове. Сыновья ушли на службу в Красную Армию. Учиться в вузах они не могли из-за своего происхождения. 
Перед самой войной, 2 июня 1941 года, умерла матушка Нина Николаевна. С отцом осталась дочь Серафима. Началась война, оба сына отца Александра – Николай и Алексей - ушли на фронт. В Порецком жизнь становилась всё тяжелей. На протяжении многих лет отца Александра подвергали гонениям, власти «обрабатывали прихожан», чтобы они клеветали на него, что якобы в проповедях и беседах он настраивал сельчан против Советской власти и председателя колхоза.
В 1942 г. отец Александр уезжает в г. Ковров к дочери. В 1942-1943 годах, когда шли кровопролитные бои под Сталинградом, повсеместно стали открываться храмы. В полуразрушенных церквях возобновилось богослужение. Село Порецкое не стало исключением. На общем собрании колхозников и жителей села было единогласно решено убрать зернохранилище из храма. Это же собрание единогласно решило послать делегатов  в Ковров к отцу Александру, «пасть ему в ноги и молить», чтобы он забыл все обиды и вернулся в село. Не на пустое место звали сельчане священника: амбар, где некогда жил он со своей семьей, теперь полуразрушенный и обветшалый, колхозники обещались восстановить совершенно бесплатно и в свободное время (хотя какое свободное время было у сельских жителей во время войны?).
Отца Александра не пришлось долго уговаривать. Он принял просьбу жителей, ведь они нуждались в его помощи и поддержке и он словом Божьим мог поддержать отчаявшихся людей. Церковная жизнь вернулась в село Порецкое. Осенью 1954 года на Александра Любимова и его сына Алексея, прошедшего всю войну и вернувшегося героем, было совершено разбойное нападение. Что надеялись найти бандиты в доме священника? Что  можно было украсть у священника, имеющего паству из простых крестьян? Все имеющиеся в доме деньги и облигации отец Александр отдал, не раздумывая – только бы спасти жизнь сына, к горлу которого была приставлена бритва. Позже Алексей вспоминал, что ему, разведчику, не раз ходившему в тыл врага, на войне не так было страшно, как тогда, осенним вечером 1954 года. Перерыв весь дом, глумясь и издеваясь над беззащитными людьми, бандиты связали священника, предварительно сорвав с него наперстный крест, и бросили вместе с сыном в погреб .
Отец Александр  был очень миролюбивым человеком, любил всех, кто его окружал, это нападение было для него и физическим, и моральным оскорблением. Страшнее всего  то, что среди нападавших был житель села, которого батюшка знал ещё босоногим мальчонкой. 
После этого случая отец Александр  не мог уже вести службу в храме, здоровье его было окончательно подорвано.
Осенью того же года он подал прошение на имя епископа Онисима об освобождении его от занимаемой им должности настоятеля Преображенской церкви с. Порецкое. Жил он после этого чаще всего у дочерей в Коврове и Владимире. Иногда по просьбе жителей проводил в Порецком разовые службы. Последняя просьба отца Александра  - похоронить его в Порецком, рядом с женой – была выполнена детьми и внуками.
Летом 1963 года церковь в с. Порецком была вновь закрыта, одна из самых последних в районе. Официальным поводом послужила трещина в стене храма. Церковь закрыли. Потом, правда, во Владимир не раз приезжали жители с просьбами открыть ее. В списках по 200 фамилий стояло. Просьбы рассматривали и отказывали, так как «здание аварийное».
В 1989 г. по инициативе жителей с. Порецкого было подписано ходатайство с просьбой открыть Храм Преображения Господня в селе. Ходатайство подписали более 300 жителей.  Неоднократно инициативная группа ездила во Владимирскую епархию. Вскоре пришла телеграмма, в которой сообщалось, что для проведения собрания жителей села, приедет секретарь епархии. В назначенное время в Доме культуры собралось более 100 человек. Был выбран приходской совет и староста – жительница села  Жукова Ольга Трофимовна.
С этого момента началась новая жизнь храма и всего села. Сложен и долог был путь к возрождению святыни, возвращению людей к вере, восстановлению церковных традиций. 4 ноября 1990 г. в полуразрушенном храме состоялся первый после периода запустения молебен. И пока службы шли в пустовавшем здании медпункта, начался ремонт храма. Это стало делом всего села. Все от мала до велика стремились поучаствовать в этом богоугодном деле. Уже на Благовещение 1991 года служили в храме. Этот день  стал настоящим праздником для села. 
Истинная вера человека проверяется скорбями и испытаниями. И на долю храма в Порецком выпало много тяжелых моментов: для одних храм – это святыня, а для других …. Не прошло и трех месяцев, как  церковь обокрали, было украдено 5 очень дорогих икон, 4 из которых были возвращены  прихожанами. Среди похищенных икон была Богоматерь «Неопалимая Купина», в начале века пожертвованная жителем села Филимоновым после того, как явился ему во сне ангел и сказал, что часты пожары в селе, так как нет в церкви иконы Богоматери «Неопалимая Купина». Очень дорожили жители этой иконой. Рассказывали, что во время пожара обходили с ней загорающийся дом, и огонь унимался. 
7 апреля  1996 г. храм с. Порецкое обрел голос - над селом раздался колокольный звон трёх купленных в Касимове колоколов. А в 1997 году был освящён и установлен позолоченный крест на колокольню, который, как и колокола, был изготовлен на пожертвования прихожан. Храм зажил настоящей церковной жизнью, постепенно приобщая к ней всё больше жителей села. 
О.Владимир (Сопиков) и о. Владимир (Захаров) в первое пятилетие внесли свой вклад в возрождение храма и церковной жизни в селе.  А с 1993 года настоятелем Преображенского храма служит о. Георгий (Зотов). Приехал с женой и двумя детьми. Здесь в Порецком  родилось ещё пятеро ребятишек. Теперь у о. Георгия не только семеро детей, но и семеро внуков.
В сентябре 2017 года Митрополит Владимирский и Суздальский  Евлогий освятил придел Рождества Христова и восемь колоколов, отлитых на пожертвования прихожан.  Самый большой колокол «Никонор» весом  
1 тонна – подарок  потомков о. Никонора и о. Александра  (Любимовых).
В 2020 году в селе Порецком два юбилея: 225 лет  Преображенскому храму и 660 лет селу.  

Подготовила Елена Матсапаева.


Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.