У каждого научного сотрудника есть закрома. В этих закромах чего только не сыщется. 21 января сего года минуло 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Хочу поделиться одним документом, хранящимся в Государственном архиве Владимирской области. Это письмо из Москвы некой Анны, адресованное Константину Александровичу Полякову (1903-1941), владимирскому этнографу, архивному и музейному работнику.
«Здравствуй, Костя! Не могу не поделиться с кем-нибудь впечатлениями, которые теперь переживаю. Печальную горькую весть, ты, конечно, уже слышал. Уходят в сторону все свои личные переживания. Перед этим великим всемирным горем.
Сегодня день похорон Владимира Ильича. Москва, конечно, всю неделю в трауре. Тело Ильича всю неделю стояло в открытом гробу в Доме Союзов. Все, кто хотел его видеть, видели. Мы хотели в среду. Пошли около 5 вечера. Очередь огромная, с двух сторон, с той и другой стороны версты на 2 по 3 человека в ряд. Вот какая масса была желающих. Мы, конечно, встали в хвосте. Простояли часа 4, нас все отталкивают, давка на площади ужасная. И мы вернулись в этот день. Но желание видеть Ленина огромнее, чем все бедствия. На другой день пошли с утра, простояли еще 4 часа, но все-таки попали. Теперь, представь себе роскошное здание с мягкой мебелью, бархатными портьерами. Все здание освещено ослепляющим блеском. Зеркала затянуты черным. Теперь зал, где строит гроб. Кругом мраморные колонны и по низу кругом роскошные венки. Посреди зала гроб. Почетный караул. Крупская около него. Духовой оркестр тихо играет похоронный марш, и все ослепительно блестит. Скажу, что стоило мерзнуть 8 часов, чтоб видеть в последний раз Владимира Ильича и эту красоту, которой обставлена его смерть. Сегодня его хоронят. Ровно в 4 часа мы все вышли на улицу, чтобы слушать салют и гул гудков фабрик и заводов всей России. Почему мы не на площади, где его хоронят? Да потому что бесполезно, ничего не увидеть. Кроме таких же, как и мы, жаждущих видеть похороны. Да, Костя, умер тот, который был для революции и всего мира великим человеком. Прав лозунг: «Ленин умер, но дело его не умрет». Что значит наше переживание, горе личное и такое мелкое, в сравнении с горем всех при потере Владимира Ильича. …
Все пройдет, время лучший целитель. Прощай. Пиши. Нюра. 27 января 1924 года».
Наверное, в каждом музее нашей страны советского времени хранится своя Лениниана, есть она и во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, это картины и фотографии, скульптуры и марки, книги и брошюры и многое другое. На фото предмет из этой коллекции музея – снимок музейного фотографа того времени Н. Суслина - открытие памятника Ленину в Суздале, 1977 г.
Н.В. Максимова,
старший научный сотрудник
научно-исследовательского
отдела ГВСМЗ.