Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

Связь времен художника Владимира Благовещенского

9 Августа, 2019

23 февраля этого года, в День защитника Отечества, известный скульптор Владимир Благовещенский подарил Суздальской православной гимназии бюст генералиссимуса Александра Суворова. Решение сделать такой роскошный подарок Владимир Кузьмич принял сам — во-первых, в гимназии открылся музейный класс под названием «А.В.Суворов. Потомство мое, прошу брать мой пример», во-вторых, здесь находится кадетский класс, носящий имя знаменитого русского полководца.
У скульптора к Суворову особое отношение — ведь на Владимиро-Суздальской земле сохранились родовые поместья русского полководца, и в одном из них, в Кистыше, восстанавливается Свято-Васильевский храм, когда-то построенный Александром Васильевичем. Оригинальную работу Владимира Благовещенского в прошлом году увидел в его мастерской генерал-майор Александр Черкасов, руководитель инициативной группы, восстанавливающей этот храм в наши дни. Работу эту генерал оценил очень высоко, сказав, что это — лучший образец из виденных им ранее. Скульптор выиграл первый конкурс, организованный ВРОО «Архитектурно-исторический комплекс генералиссимуса А.В. Суворова», создав оригинальный памятник полководцу. Профессия художника, как метко кто-то сказал, есть постоянный диалог автора и зрителя. Благовещенский как раз всегда к такому диалогу и стремился. Владимир Кузьмич говорит, что Суздальская земля богата не только урожаями, но и героями, которые в разные века защищали родную землю, возделывали ее, не жалея себя и своих сил. «Нельзя не любить многострадальную Русскую землю, нельзя забывать свою историю, свои корни. Мне нравится показывать, как жили наши деды и прадеды, какие традиции существовали у русского народа, нравятся исторические и бытовые деревенские сюжеты, много внимания уделяю православной тематике», - говорит художник.
Владимир Кузьмич родом из Белгородской области, из села Борисовка. По окончании Абрамцевского художественно-промышленного училища получил специальность художника-мастера по камню, дереву и кости. Устроился скульптором в областной художественный фонд, подрабатывал бутафором в областном драмтеатре. До 1988 года был художником Борисовской фабрики художественной керамики, а потом Владимира Кузьмича пригласили в Суздальское художественно-реставрационное училище, гремевшее тогда на всю страну, на должность преподавателя отделения реставрации произведений скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из природного камня. В 90-х Благовещенский стажировался в Академии художеств имени Репина и в Эрмитаже, он — участник десятков выставок в Москве, Владимире, Белгороде и других городах России. Позади ряд персональных выставок, весной 2017 года во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике прошла одна из них под названием «Связь времен». На октябрь этого года намечена выставка в Александрове. На весну будущего года скульптор планирует провести «персоналку» во владимирских Палатах. 
Владимир Кузьмич вырос в многодетной семье, был девятым, самым младшим ребенком. Мама Александра Николаевна была учителем начальных классов, благодаря чему познакомилась со школой легендарного Антона Макаренко — она находилась совсем рядом от Борисовки, под Харьковом. Рассказывала детям, что в 1906 году видела царя Николая II, когда тот приезжал в Харьков, где посетил институт благородных девиц. Пережила мама две мировых войны и голод, была награждена тремя орденами Материнской славы (поочередно за 7-го, 8-го и 9-го ребенка). Умерла в 1982 году. Отец, Кузьма Филиппович, прошел всю войну связистом. Сражался на Киевском фронте, дошел до Берлина, не раз был ранен. В мирное время работал бухгалтером. 
Родители одобряли выбор сына. В Абрамцевском училище Благовещенский был отличником, общественником, его заметили. Не случайно Министерство культуры РСФСР направило молодого парня в Белгородский художественный фонд, выделив сразу мастерскую — редкий случай по тем временам. Между прочим, он выбрал профессию благодаря брату-художнику Александру.
Владимир Кузьмич доволен тем, как сложилась его творческая судьба. У него немало наград и достижений. В 2016 году Владимир Кузьмич был награжден Почетной грамотой администрации Владимирской области за активную творческую работу, Благовещенский — член Владимирской организации Союза художников РФ (имеет диплом от российского Союза), почетный член Российской Академии народного искусства. «На протяжении многих лет я испытываю радость от своего труда», - говорит он. Он очень любит живописный Суздаль. У него замечательная жена Надежда Дмитриевна, с которой они вместе учились в Абрамцевском училище. Супруга преподавала ИЗО в  суздальской школе № 1. У них две дочери и трое внуков. 
Владимир Кузьмич преподает в местном училище — сегодня это Суздальский филиал Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства— уже более 30 лет, рассказывая студентам о реставрации и лепке скульптурных произведений, обучая их этому непростому ремеслу. Каменное зодчество требует особых творческих навыков. У художника есть ученики, настоящие мастера своего дела: Владимир Убасев, Павел Федотов, Сергей Лопухов. С Сергеем он делал скульптуру «Винодел», украсившую немецкий городок Адельшофен в Южной Баварии. Его мастерскую украшают образы легендарных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Пожарского, суздальских святых — святителя Феодора и преподобной Евфросинии, звонаря Спасо-Евфимиева монастыря, ныне покойного Юрия Юрьева. Эти работы скульптор показывал на выставке «Связь времен». Он старается прививать вдумчивое отношение к жизни и любит повторять, что все мы — лишь «малая частичка Вселенной, а наша жизнь — одно мгновение, и важно не то, как ты ее проживешь, а какой след после себя оставишь».
...В мастерской Владимира Благовещенского на каждой полке множество лиц, образов, выполненных из глины, шамота, белого камня, немало эскизов — выразительных фигурок из пластилина. Здесь более 80 работ (всего их около 120). Художник любит работать с известняком, который хорошо передает пластику, много работает с цветом, использует технику люстрового обжига в керамике — она сегодня популярна, но специализируется на белом камне.  
Вот медаль к тысячелетию города Суздаля, представленная на конкурс, который Благовещенский надеется выиграть, «если повезет». Вот необычная работа под названием «Памяти павших на полях сражений», которая охватывает огромный исторический период — от Куликовской битвы до Победы в Великой Отечественной и посвящена всем павшим русским воинам. Возле Михаила-Архангела — плачущая мать, русские солдаты разных эпох. Много работ посвящены деревенской тематике. (Владимир Кузьмич очень надеется на возрождение села, на то, что люди в большинстве своем вернутся сюда хотя бы на склоне лет). Вот  «Масленица», которая в этом году уже выставлялась во Владимире. Рядом легендарный Ной, с топором и копией ковчега в руках. У колоколов сидит звонарь (работа «Возрождение» посвящена Юрию Юрьеву). Выразительных образов много, и каждый запоминается. «Хранитель» — один из суздальских старцев, которых на этой намоленной земле было великое множество. «Память» — женщина с храмом в руках...
Владимир Благовещенский не раз выполнял памятники по заказу городских властей. Довольно известна скульптурная композиция «Садоводам-огородникам», установленная во дворе Центра народного творчества г. Суздаля, а также одна из частей мемориала погибшим воинам в Суздале. 
Как любой художник, суздальский скульптор строит новые планы. А пока лето, яблоки-крыжовник, внуки резвятся во дворе, и всё идет своим чередом. Критики пишут, что настоящий художник любит играть со смыслами. Они угадали. Во всяком деле и во всякой вещи есть смысл — как явный, так и скрытый. Владимир Благовещенский неторопливо раскрывает невидимую связь прошлого и настоящего, которой пронизано всё его творчество — ту самую связь времен, о которой мы упоминали...

Герман Джулаев.
Фото автора.

Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.