Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

Рождество. История. Традиции

5 Января, 2022

Один из древних праздников, отмеченный многочисленными обрядами и атрибутами, - Рождество, зародилось в первые века христианства. Есть мнение, что этот праздник установил император Константин Великий в IV в. в Византии, а затем Рождество постепенно стали праздновать и в других странах. В настоящее время в 100 странах, где исповедуется христианство, этот праздник отмечается на государственном уровне. Католики и протестанты празднуют Рождество 25 декабря по григорианскому календарю, а православные - 7 января по юлианскому календарю. Рождество входит в число двунадесятых церковных праздников, которые отмечаются в установленные числа. В иерархии праздников РПЦ Рождество занимает второе место после Пасхи. Постараемся разобраться в том, откуда что пришло.
Согласно событиям, описанным в Евангелии, Дева Мария и её муж Иосиф не смогли найти места для ночлега в Вифлиеме, куда прибыли в связи с переписью населения по приказу кесаря Августа. Им пришлось отправиться на ночлег в пещеру, служившую стойлом для скота. В этой пещере Христос и родился. Первыми о рождении младенца Иисуса возвестили пастухи. Затем к пещере, следуя точно за Вифлиемской звездой, пришли мудрецы с Востока – волхвы: седовласый старец Мельхиор, мужчина средних лет Бальтазар и безбородый юноша Гаспар. Они принесли к колыбели в качестве Священных даров: золото (царю), ладан (Богу) и смирну (символ будущих смертных страданий). Так появилось выражение «Дары волхвов». Дары волхвов указывали на царское, божественное и человеческое служение Иисуса Христа. Мощи трёх волхвов, привезённые в Кёльн в 1164г., находятся в Кёльнском соборе. Вертеп (пещера), Священные дары, Вифлиемская звезда, Ангел и колокольчики, свечи (Божественное сияние) стали символами Рождества. И это воспринимается как само собой разумеющееся, когда речь идёт о Рождестве. А Рождественская ёлка как возникла? В Евангелии о ней даже упоминания нет, хотя, конечно, есть упоминание о ветвях, что прикрывали вход в пещеру.
Традиция устанавливать Рождественскую ель зародилась в Таллине (до 1919г. Ревель) или Риге. В этих городах на главной площади рыцари Братства св. Маврикия или, как его ещё именовали Братства Черноголовых, устанавливали в Рождество ели, украшенные игрушками, вокруг которых водили хороводы и устраивали пляски. Своим покровителем Братство Черноголовых считало св. Маврикия, который, как христианин и легионер, покровительствовал рыцарям. По преданию, св. Маврикий был предводителем Фивейского легиона, который был направлен на помощь Римскому военачальнику Максимилиану (фракийцу) в III в. во времена походов против христиан. После отказа легионеров, которые были христианами, казнить единоверцев среди местного населения, все легионеры подвергались жестоким пыткам и были казнены.
Среди легенд о появлении обычая устанавливать ель на Рождество, одна из них связана с богословом-реформатором Мартином Лютером и относится к началу XVI в. В 1513 году он, возвращаясь домой, настолько был очарован красотой зимнего леса, что в память о Рождестве поставил дома ёлочку и украсил её звездой. Письменные источники свидетельствуют о том, что в Германии в XVII в. действительно существовал обычай украшать Рождественские ели. По одной из легенд, эта традиция связана со св. Бонифацием. Апостол с лёгкостью срубил толстенный священный дуб, чем и поразил собравшихся язычников. Из пня чудесным образом выросла ель. Племя приняло крещение и, забыв о Торе, стало украшать ель. А как на Руси обстояло дело с Рождественской ёлочкой?
Хотя о праздновании Рождества на Руси упоминается в X в., но впервые ёлку установили в Санкт-Петербурге в 1828г. стараниями жены Николая I Александры Фёдоровны. Сначала нарядные ёлки появились в домах петербургских немцев, а затем уже и у других горожан. Почему же в России ёлочку так долго не брали « из леса домой», хотя Пётр I распорядился в 1699 г. отмечать Новый год 1января и украшать дома хвойными ветками. После смерти императора ёлки ставились разве что у питейных заведений. Объяснение очень простое: наши предки нередко хоронили покойников в хвойных лесах и считали, что в ветках деревьев обитают духи. Кстати, еловыми ветками до сих пор, если есть такая возможность, устилают дорогу, по которой везут гроб с телом усопшего. Но к концу XIX в. ель стала широко распространённым атрибутом Рождественских праздников. В 1903г. в журнале «Малютка» было напечатано стихотворение Раисы Гедройц (Кудашевой) «Ёлка». Спустя десятилетия, «В лесу родилась ёлочка…» (музыка Л.К. Бекмана) стала символом Нового года для миллионов детей и взрослых. Возникает закономерный вопрос: когда и почему Рождественская ёлка стала Новогодней?
В 1916 г. устанавливать ёлки на Рождество, как вражескую затею, было запрещено по Указу Синода из-за войны с немцами, а в 1926г. Рождественская ёлка была вообще отменена как буржуазный праздник. Шло время, а традиция не исчезала, тогда Рождественскую ёлку заменили на семейный советский «Новый год», чтобы вернуть детям «прекрасное развлечение». В 1991г. в России праздник Рождества стал официальным выходным. Во всех церковных и светских учреждениях, связанных с деятельностью РПЦ, Рождественская ёлка празднуется 7 января. Например, учащиеся православных гимназий в конце декабря в канун Нового года веселятся у ёлок по приглашениям от работы родителей, а 7 января водят хороводы у ёлок на празднике Рождества. Дети рады. А вся страна по-прежнему отмечает два Новых года: 1 января и 14 января (по старому стилю).
Григорианский календарь, основанный на циклическом вращении земли вокруг солнца, ввёл Папа римский Григорий XIII в 1528 г. 31 января 1918г. Россия начала жить по григорианскому календарю, а в церковной жизни сохранилось летоисчисление по юлианскому календарю, введённому астрономами в правление Юлия Цезаря и названному по его имени. Следовательно, 7 января по григорианскому календарю соответствует 25 декабря по юлианскому календарю. В 1959г. Б. Пастернак в стихотворении «Зимние праздники» написал:
Будущего недостаточно
Старого, нового мало
Надо, чтоб ёлкою святочной
Вечность средь комнаты встала.
Рождественская ёлка вернулась. Её никто сейчас не запрещает. Вместе с Рождественской ёлкой возвращаются многие старые традиции празднования Рождества. В 1999 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник проводил в Суздальском кремле первый праздник Рождества, который со временем получил название «Святки в музее» и стал традиционным в Музее деревянного зодчества.
В музейную программу входят разнообразные фольклорные номера в исполнении лучших музыкальных коллективов Владимирской области. В музее среди старинных церквей и домов весело проводятся игры, хороводы, колядки, забавы, потешки на морозном воздухе, которые родом из далёкого прошлого. Сам народ наряду с церковью веками создавал обычаи празднования Рождества. И в этих обычаях тесно переплелись разные стороны человеческого бытия. Рождеству предшествует пост, который начинается 28 ноября и заканчивается 7 января. Рождественский сочельник (от сочиво - зерно с мёдом) наступает 6 января и длится до первой звезды. В старину вечером ставили на подоконнике зажжённую свечу, которая означала, что в доме ждут Христа. С появлением первой звезды начинался семейный ужин из постных блюд, которых старались приготовить по числу месяцев – 12. Обязательно было сочиво из пшеницы или ячменя с мёдом или взваром из сухофруктов, ягод. Хлеб, пироги, овощные салаты, печёные яблоки украшали стол, накрытый чистой скатертью, на которую могли положить и немного сена в память о яслях младенца Иисуса. 7 января после праздничного богослужения близкие и родственники, поздравив друг друга с Рождеством, шли разговляться после длительного поста. Есть даже выражение: «разговение без объедения». Чем могли разговляться? В Рождественское меню входили следующие блюда: жареный поросёнок, студень, гусь с яблоками, заяц в сметане, пироги, блины, взвары и т.д. После угощений и поздравлений дарились подарки в память о «Дарах Волхвов», а затем начиналось колядование – старинный обрядовый розыгрыш с Рождественским песнопением, в котором принимали участие ряженые. С колядками-пожеланиями ряженые ходили по домам. В ответ их щедро угощали. От языческих времён остался обычай гаданий, которые стали называться Рождественскими гаданиями. Весёлые святочные гуляния продолжались до Крещения (19 января). Конечно, далеко не все обычаи загадочного и волшебного праздника Рождества дошли до наших дней. С постом вообще обстоят дела не лучшим образом: у многих православных перед Новым годом сплошные корпоративы и веселье. К сожалению, многие традиции утрачены из-за многочисленных перемен в быту и общественной жизни.
У И.С. Шмелёва в его удивительном «Лете Господнем» запечатлена широкая панорама подготовки к Рождеству в XIX в. Среди многих литературных произведений, посвящённых теме Рождества, известность получили многочисленные Рождественские сказки и, конечно, повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Свыше 100 лет снимаются фильмы, посвящённые Рождественским историям, и столетиями Рождество вдохновляет художников.

Т.Н. Кузнецова,
вед. специалист по просветительской работе ГВСМЗ, член Президиума Суздальского
отделения ВООПИиК.


На фотографиях автора моменты первого музейного праздника на Рождество в кремле. 1999 г.

Рождество. История. Традиции
Рождество. История. Традиции
Рождество. История. Традиции
Рождество. История. Традиции
Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.