Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

Рождением мир осветившая

26 Февраля, 2022

Одним из ценных памятников в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника является икона «Рождество Богоматери» последней трети XVI века. Она являлась храмовым образом главного собора Боголюбского монастыря под Владимиром и поступила в музей в 1927 году. 
Икона посвящена одному из двунадесятых праздников – Рождеству Богородицы, который празднуется Церковью 21 сентября. 
Об обстоятельствах рождения Божией Матери нам известно из текстов Священного предания. В нём рассказывается, что Пресвятая Богородица родилась от благочестивых родителей Иоакима и Анны, живших в городе Назарете. Супруги были известны знатностью происхождения, смирением и милосердием. Единственным горем в жизни праведной четы было бесчадие, которое считалось в те времена тяжёлым наказанием. По усердным молитвам Иоакима и Анны уже в преклонном возрасте у них родилась дочь Мария, которой предстояло стать матерью Богомладенца Христа.
Художественные особенности иконы «Рождество Богоматери» свидетельствуют о том, что она была выполнена среднерусским мастером, ориентировавшимся на столичное искусство в последней трети XVI столетия. На это указывают уравновешенность композиций с фигурами, вынесенными на первый план и движущимися на фоне развитого фронтального задника, уплощающего пространство, нарастающая монументальность фигур и замедленность движений, миловидные лики с созерцательным выражением. В насыщенном колорите преобладают сочетания охр, коричневых, красных, синих и травянисто-зелёных цветов.
Икона из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника представляет собой пример расширенной иконографии Рождества. Помимо центральной сцены «Рождество Богоматери» в пространство иконы включены другие сюжеты, произвольно размещенные в верхнем и нижнем регистрах. 
1. Сцена в саду (служанка у колодца и служанка, приоткрывающая занавеску) – уникальная иконографическая особенность иконы из ГВСМЗ. Как самостоятельный, этот сюжет не встречается в других иконах «Рождества Богородицы». Изображения источника в саду и девушки в дверном проеме характерны для развернутых композиций «Благовестие Анне». 
2. Благовестие Иоакиму. Святой изображен в пустыне, сидящим у пещеры и обращенным к архангелу.
3. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот Иерусалима. Святые представлены обнявшимися на фоне условной стены.
4. Рождество Богоматери. В центре находится полулежащая на ложе святая Анна, о которой заботятся служанки. Справа изображены подходящие к Анне девы с дарами, слева – Иоаким с молитвенно приподнятыми руками. Внизу сцена купания младенца Марии.
5. Ласкание Марии. Сцена нежного общения родителей и младенца Марии нередко включается в композиции Рождества Богородицы.
6. Первые шаги Богоматери. Когда Марии исполнилось шесть месяцев, мать поставила Её на землю, и дитя сделало несколько шагов. После этого Анна взяла Её на руки и дала обещание, что девочка не будет ходить по земле, пока Её не введут в храм Господень. 
7. Введение во храм. Родители Богородицы, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трехлетнем возрасте привели Её в Иерусалимский храм, где Марию встретил первосвященник Захария. Девочка часто молилась в особом месте храма – Святая Святых, – и Ангел подавал Ей небесную пищу.
Образ «Рождество Богоматери» был отреставрирован в 1986-1987 годах в Межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской «Росреставрация» Георгием Сергеевичем Батхелем. В настоящее время икона впервые экспонируется на выставке «Рождением мир осветившая» в 9 зале экспозиции «История Суздаля» в Архиерейских палатах Суздальского кремля. Время выставки до середины марта.
Е. Домнина, 
научный сотрудник музея-заповедника.

Рождением мир осветившая
Рождением мир осветившая
Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.