Трудно описать игру света: малейшие оттенки, тона, угол падения лучей, яркость, интенсивность, температуру - как передашь это словами? Да и надо ли?
Зрители видели сами. Другим в какой-то степени подскажут фотографии. Правда, снимки создают своё настроение, а атмосфера ночного сада, глубокое небо с ковшом Большой медведицы, огромный клён, оживающий в блеске фонарей – всё это осталось лишь в памяти, в ощущениях, эмоциях, но на бумагу их не перенесёшь. Одно, пожалуй, надо сказать - это точно стоило посмотреть! И всем, кто вызвал к жизни это маленькое чудо, спасибо! Спасибо за вечер в Спасо-Евфимиевом монастыре, где 24 сентября работала «Световая мастерская «Суздаль: Силуэты».
Мастерская объединила специалистов в сфере архитектуры и светового дизайна из разных регионов России. И не только их. Да, эти уникальные люди получили возможность поработать на объекте, являющемся памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Не каждому выпадает такая удача! Но в выигрыше и около полутора сотен участников ночной экскурсии - жители Суздаля и других городов, туристы, студенты, которые оценили работу «световых» команд, работавших в разных локациях обители. С помощью света те выстроили целый маршрут, пройтись по которому было интересно и ново даже тем, кто уже бывал в Спасо-Евфимиевом монастыре.
- Это не шоу, не привнесение чего-то стороннего, лишнего, - уточнила Анастасия Приходько, автор образовательного проекта «Лаборатория света», кандидат архитектуры, доцент МАРХИ. - Мы создаём ассоциации через сочетание цветовых контрастов, через акценты на какие-то элементы архитектуры или природы и стараемся подчеркнуть, что Владимиро-Суздальские силуэты - они особенные, необыкновенные, неповторимые!
Мастерская «Суздаль: Силуэты» собрала 11 участников - дизайнеров, художников, реставраторов, архитекторов. Работали командами. Каждая воплощала свою задумку в разных локациях музейного комплекса. Сценарии архитектурно-художественного освещения создали для Благовещенской надвратной церкви, встречающей гостей обители, для древнего Спасо-Преображенского собора, для ворот Тюремного корпуса, Большого и Малого настоятельского садов и даже для участка стены, являющейся логическим завершением маршрута.
Каждый концепт был продуман и обоснован. Участники учли исторические аспекты, архитектурные достоинства объекта, сочетания цветов.
- Киворий - своего рода шатёр, который обычно находится над крестильной купелью, - рассказывает Елизавета Егорова, разработавшая световое решение для этого объекта. - Поэтому я обратила внимание на выступающие, очевидные, элементы архитектуры - колонны и арки, и сделала отсылку непосредственно к значению кивория. Отсюда мягкий синеватый цвет, гармонирующий с водой.
По каждому проекту предстояла творческая защита. Причём дважды: сначала перед жюри, куда вошли и представители музея, потом перед зрителями, специально собравшимися на вечернюю экскурсию. Отзывы экзаменаторов – и профессиональных, и от общественности - оказались положительными.
- Искусственное освещение позволяет по-новому увидеть архитектуру, раскрыть разные её смыслы, подчеркнуть изящество и красоту. В этом мы убедились в своё время, когда устанавливали подсветку в монастыре, - сказала Алла Зайкова, директор Суздальского филиала музея. - Теперь техника шагнула вперёд, появились новые решения, и на примере сегодняшних работ можно судить о больших возможностях этого направления.
Посетители обсуждали, насколько удачно освещён тот или иной объект, как малейший оттенок или температура светового потока меняют его восприятие. У части зрителей был в этом и профессиональный интерес. Студенты Института архитектуры, строительства и энергетики ВлГУ, специально приехавшие в Суздаль на вечернюю экскурсию, уже после её окончания остались с участниками лаборатории, чтобы поэкспериментировать со светом.
- Свет в архитектуре может передавать настроение, - считает Елена, студентка, будущий архитектор. – Поэтому нам важно понять, как правильно спроектировать освещение, чтобы вызвать позитивный, а не негативный эффект.
Супруги Илья и Валерия Архиповы тоже приехали из Владимира - просто услышали об интересном мероприятии, оформили бесплатные билеты. И не пожалели! Наряду с необычным сочетанием света и архитектуры их тронула ещё одна, очень тонкая, особенность происходящего.
- Нам понравилась причастность к мимолётному. Мы наблюдали то, что уже не повторится: этот чудесный вечер, оригинальную подсветку, даже яблоню с маленькими плодами перед Благовещенской церковью (как ярка она в свете софита!) - её тоже больше такой не будет: она опадёт, уйдёт в зиму, - рассуждает Илья Архипов.
И всё-таки многое останется: и уникальный опыт участников проекта, который наверняка пригодится, и идеи того, как можно применить этот опыт в нашем музейном пространстве, и уверенность в перспективе. Дело-то интересное! А ещё останутся впечатления сотен людей. Правда, на бумаге их передать трудно. Поэтому, если вдруг появится возможность увидеть что-то подобное воочию – воспользуйтесь! Оно того стоит.
Н. Лившиц.
Фото предоставлены ВСМЗ.