Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

«Пою, значит живу!»

22 Апреля, 2022

24 апреля в 15.00 в Крестовой палате Суздальского кремля состоится выступление этновокалистки, арфистки и собирательницы народных песен из Санкт-Петербурга Ирины Пыжьяновой. Концерт пройдет в рамках проекта, при поддержке Фонда Президентских грантов, АНО «Катариос» (руководитель проекта Екатерина Цветкова).

Ирина Пыжьянова – победительница Russian World Music Awards 2019 в номинации «Лучший аутентичный проект», лауреат всероссийского фестиваля «Музыка Земли» в номинации «За вклад в развитие народного творчества». Свое уникальное искусство талантливая исполнительница в ближайшие месяцы представит в 12 городах, селах и поселках Владимирской области. Каждое ее этновыступление – это панорама русского песенного творчества из 16 произведений, подлинных шедевров народной культуры, где архаика фольклорных текстов сочетается с красотой аккомпанемента арфы и гуслей.

- Ирина, известно выражение: песня – душа народа. Она настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено многими русскими мыслителями. «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил И.А. Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын». Так в чем же суть и смысл народной песни, как бы Вы определили?  По убеждению того же Ивана Ильина, ребенок должен слышать русскую песню ещё в колыбели. «Русская песня, - писал он, - глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение». В черные дни, считал философ, она даст «детской душе исход из грозящего озлобления и каменения». Вы согласны? 
- В традиционной культуре ребенок слышал песни, еще находясь в утробе матери. Через пение, музыку, речь формируется комплекс национальных чувствований, любовь к земле, уважение к родине, семье и к себе. И сейчас, когда в мире  все  границы настолько открыты, все  проницаемо и прозрачно, в культуре должно быть что-то, что позволяет человеку ощущать себя собой и на своем месте. 
Когда преподавала фольклор в студенческом клубе Пермского государственного научно-исследовательского университета, ко мне приходили заниматься человек 10-12 студентов вторых-третьих курсов. Мы собирались, пили чай и пели. Удивительно, никто из ребят не планировал выступать на сцене, да и в их семьях никто не пел. Спрашивала, откуда у них такая тяга к народной песне. Отвечали: мы попели, и нам очень хорошо. Еще не умея выразить свое стремление, они через песню интуитивно ощущали свою сопричастность с Родиной и своим народом.
- А Вы сами когда познакомились с народной песней и что она значит лично для вас?
- В детстве, в фольклорном ансамбле «Роднички», в который меня привела мама. А по-настоящему услышала в отрочестве, когда мы небольшим коллективом в большом зале пели старинную масленичную песню. Почувствовала, что как будто стою в ярком солнечном луче...
- Сколько всего народных песен в Вашем репертуаре и как они туда попадают?
- Около 400 песен. На концертах во Владимирской области буду петь 16.  - У каждой из них свой путь – от экспедиционных записей и работы с архивами, которыми любезно делятся коллеги, до встреч с исполнителями народных песен на фольклорных и этнических фестивалях и неожиданных находок в сети. 
- Слышала мнение, что записать старинную народную песню и скопировать ее исполнение – это не искусство. Искусством она становится, когда исполнитель вносит в нее что-то свое... 
- А по-другому и быть не может. Некоторые современники считают, что народная песня умерла, никто ее не помнит, она замкнулась в традиционной культуре. А мы видим, что многие молодые люди исполняют ее в традиционном виде.  Но песня не мертва, потому что каждый исполнитель привносит в нее самого себя, свой жизненный опыт, традиции места, в котором он живет.
Бывает, записали песню, выучили, спели, вроде все хорошо, но после бабушек все равно некоторые краски ушли. Потому что они жили в деревне, много работали. И ты понимаешь, что вот такой опыт и есть в этой песне. 
Работая с записями этнографического материала, мы снимаем все голоса, но не пытаемся повторить нота в ноту. Нет смысла копировать народную песню от и до, потому что в ее структуре  очень много свободы, импровизации. Можно повторить, но будет меньше жизни. Используем варианты, и тогда песня становится еще более живой и сотворяется тобой каждый раз заново.
- Кроме концертов Вы дадите своим слушателям мастер-классы. Будете учить, как нужно петь народную песню?
- Мне бы хотелось сократить дистанцию между современной молодежью и народной песней, показать, как она красива, проста и доступна в исполнении. Для этого буду учить приемам экологичного звукоизвлечения – пению без напряжения. Начнем тренироваться на простых попевках, затем перейдем к более сложным распевам.
- Нужно ли как-то специально готовиться к восприятию того, о чем Вы поете? Что бы Вы посоветовали жителям Суздаля, которые придут на ваш концерт 24 апреля в Крестовую палату?
 - Аутентичное звукоизвлечение сложно не только с точки зрения исполнительского мастерства, но и контакта  с публикой. Помню, когда училась в школе, учительница попросила меня спеть народную песню. Запела - и класс покатился со смеху.  Тогда это меня сильно ранило. С тех пор привыкла, что у части людей есть непонимание и непринятие. Но это не их вина. Во многом сейчас это проблема коммуникации между профессиональным фольклорным сообществом и слушателями.
Народная песня была связана с обрядом, с временами года: летом пели летние песни, зимой – зимние. Через открытый звук в поле, в лесу человек сливался со всем сущим. А теперь эти связи как будто бы разорваны. Их надо восстанавливать. И чтобы воспринимать песни цельно, нужно просвещать. На концертах я всегда вступаю в диалог с публикой: рассказываю историю каждой песни, как она попала ко мне, обращаю внимание на поэтические достоинства текста, на особенности аранжировки, мелодию. Нужно просто придти и слушать.
Всех жителей и гостей Суздальской земли в Светлый праздник Пасхи приглашаю на свой концерт в Крестовую палату. Бесплатные пригласительные билеты можно получить в кассах Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Суздале. (6+)

 Беседовала М. Катина.

Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.