Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

Пока мы живы, будем помнить о тех, кто воевал за нашу свободу, кто отдал за это жизнь

11 Мая, 2020

Прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но память сохранила о ней много детских воспоминаний и особенно, в данный период. Этому способствуют события, происходящие на Украине, где снова возрождается фашизм, где убивают людей. В том числе и детей. Но самое главное - некоторые политики зарубежных стран, таких как, Польша, Украина, Прибалтийские республики бывшего СССР переписывают всю историю этой войны на свой лад, что им самим выгодно.
Когда началась война, мне исполнилось 4 года. Сколько жизней унесла эта война, сколько искалеченных судеб, горя, страданий и лишений пришлось перенести людям, особенно тяжко было детям.
Деревня Плотки Глинковского района Смоленской области, где я родился и жил, была оккупирована немцами с 11 июля 1941 года по 19 сентября 1943 года. Это две зимы и три лета, 800 дней и ночей... По архивным справкам Государственного архива Смоленской области за время оккупации района было сожжено 75 деревень, в том числе и наша деревня. Были деревни, полностью
сожженные с жителями. Это деревня Ляхово, в которой было сожжено более 350 человек, Мончено - около 300, Шилово - более 100 человек. Оккупанты - фашисты и полицаи оставили нас тогда без жилья, одежды и пищи.
Дети войны, проживающие на оккупированных фашистами территориях, - это особые дети. Особенность эта заключается в том, что они , чтобы выжить, в свои детские годы вынесли нечеловеческие испытания. Быстро повзрослев. При этом, каждый ребенок был заражен вирусом страха. В результате чего возникал стрессовый синдром, приводящий к некоторым психическим заболеваниям. Этому способствовали пожары, взрывы бомб, мин и снарядов, стрельба из стрелкового оружия, гул летящих самолетов, рев танков.
Но наиболее сильное воздействие на психику ребенка оказывало его присутствие при расстреле или иной казни людей. И, не дай Бог, его возраста... Если эти факторы воздействовали на ребенка кратковременно, с большими или малыми перерывами во времени, то чувство голода присутствовало постоянно, с утра до вечера. Ежедневно, даже во сне... Если на первые факторы большое влияние оказывали военные стратеги, то на голод ребенка - родители, братья, сестры, дедушки и бабушки, благотворительность добрых людей, и, конечно, времена года.
Только, когда природа просыпается от зимней спячки и на земле появляются новые ростки растений, цветы и соответствующие плоды, возрождался и ребенок. Чем могла питаться семья, потерявшая жилье, одежду, запасы продуктов? Первое, что предпринималось - это сбор милостыни, как у нас называется - попрошайничество. Для людей, у которых враги сожгли родной дом, это было не зазорно. Большинство населения Смоленщины и Белоруссии оказывали им посильную помощь. Конечно, этих сборов для семьи в семь человек, которая была как у нас, явно не хватало. Поэтому многие питались растительной пищей.
Могу с уверенностью сказать, что в летний период все население, в том числе и дети, становились вегетарианцами - супы варили из крапивы, щавеля, лебеды. Хлеб пекли из щавелька, семена которого заготавливали. Щавелек мололи и из этой муки пекли хлеб, который очень плохо усваивался, вызывая боли в животе и желудке. Вместо соли использовали минеральные удобрения, особенно калийную соль. Ее заливали водой, кипятили и раствор добавляли в пищу. В общем, чего только не попадало в желудок к голодному ребенку... От такого питания много детей умирало...
Хочу сказать про одежду. Она была на вырост, ходить в ней было неудобно. На голове почти у всех - и мальчиков , и девочек - был шерстяной платок. На ногах - зимой лапти, летом бегали просто босиком...
Поскольку в 1941 году немцы разобрали наш дом на блиндажи, то мы жили у знакомых и у родни.
... Особое место в моих воспоминаниях занимает то, как мы были с мамой в немецком концлагере, что я испытывал, находясь там. От питания, условий, всяческих волнений я сильно заболел. Был на грани смерти. Может поэтому нас с матерью и выпустили, да еще помогла какая-то женщина, назвав нас своими родственниками.
19 сентября 1943 года навсегда останется в памяти моей семьи, как день освобождения от фашистов нашего села и от полицаев-предателей, которые очень издевались над жителями.
...Да, прошло много лет, как отгремела война. В этом году мы будем праздновать 75-летие Великой Победы. Но я хочу сказать, что мы, прошедшие ад немецкой оккупации, всегда будем в долгу перед русским солдатом, офицерами и генералами, которые заплатили за Победу самую высокую цену. Перед могилой безымянного солдата хочется низко поклониться в пояс, встать на колени... Мы не должны забывать о страшных злодеяниях фашистов, мы не должны допустить новой войны!
Не скрою, что иногда очень обидно за наше уничтоженное детство, за то, что нам никто не заплатит за наши страдания во время войны, а главное - не вернет его.

Станислав ФИРИЧЕНКОВ, 2020 г.

Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.