Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

О реставрации уникального экспоната

17 Мая, 2020

Коллекция Владимиро-Суздальского музея-заповедника насчитывает 440 849 экспонатов. Среди них немало редких и уникальных предметов. В фондовой коллекции «Ткани» хранится мужской кафтан конца XVIII в., который вполне можно считать редким уникальным экспонатом. Кафтан поступил в музей-заповедник из Государственного Исторического музея в 1932 г. 
Кафтан полуприталенный, полы скошены назад, спинка отрезная ниже линии талии. Сшит из тёмно-синего бархата. Ворот, полочки, клапаны карманов, обшлага и спинка ниже линии талии – из тёмно-синей шёлковой ткани. Застёгивается впереди на девять пуговиц. Воротник-стойка. На полочках - поперечные боковые прорезные карманы с накладными фигурными клапанами. Центральный шов спинки заканчивается разрезом, по обе стороны которого – пуговица. Рукава длинные вшивные, с обшлагами, украшенными пуговицей. Края воротника, обшлагов и бортов полочек обшиты шёлковой тесьмой бежевого цвета. Ворот, полочки, клапаны карманов, обшлага рукавов и спинка ниже линии талии по шёлковой ткани отделаны шёлковой сеткой (тюль), украшенной вышивкой белыми, жёлтыми и зелёными шёлковыми нитями в технике глади. В узоре вышивки – различные цветы и травы. Все пуговицы обтянуты тёмно-синим шёлком и украшены вышивкой. Подкладка не цельная, сшита из частей двух разных видов хлопчатобумажных тканей (верхняя часть – бежевого цвета, нижняя часть – серого цвета). По описанию можно сказать, что это типичный парадный кафтан времён царствования Екатерины II. В это время был моден кафтан французского образца. Парадное платье носили порой десяток лет. В 1770-80 годах во французской дворянской среде под влиянием более демократичной и рациональной английской моды самой распространённой верхней мужской одеждой стал фрак. У него были скошенные или коротко подрезанные полы спереди и длинные узкие фалды сзади. Фрак отличался от кафтана стоячим отложным воротником. Кафтан оставался в употреблении только как придворная одежда для особо торжественных случаев. Новые веяния быстро достигли России. Кафтан по покрою стал похожим на фрак. Его делали более узким, чем раньше, с сильно скошенными назад полами. Рукава стали совсем узкими, уменьшились неразрезные отвороты-манжеты, некогда бывшие обшлагами. Так же, как и во Франции, в России появился кафтан с невысоким воротником-стойкой. В России мода на кафтаны французского образца продолжалась вплоть до конца XVIII в. Павел I, увидев в моде на одежду, которая пришла в Россию из Франции, проявление вольнодумства и революционного духа, запретил фраки и жилеты. В январе 1798 года полиции было велено объявить, что «воспрещается всем ношение фраков, а позволяется иметь немецкое платье с одинаким (одинаковым) стоячим воротником вышиною не более как три четверти вершка. 
В России, как и во Франции, парадные костюмы украшали вышивкой шёлком теневой гладью многоцветным цветочным орнаментом. Но «на взгляд» отличить русскую работу от французской было практически невозможно. Наиболее достоверный признак – наличие клейма производителя ткани, но встретить такое изделие большая удача. Ткани с клеймами, дающими возможность установить место и время их изготовления, - большая историческая ценность. 
Клеймение тканей было обусловлено таможенной политикой государств. Сенатским указом от 13 марта 1744 года для отличия русских тканей от чужеземных предписывалось клеймить их русскими буквами: «На делающихся шёлковых товарах… вытыкать у всякой штуки на обоих концах литеры Российския, чей именно фабрики и в котором городе деланы, а на которых товарах вытыкать будет не можно, то оные с обоих концов печатать сургучом или чем пристойно». 
По данным Государственной Мануфактур-коллегии, в 1797-1798 годах в Санкт-Петербурге было 11 шёлковых фабрик, среди них – фабрика купца Амвросия Барбазана, объём производства которой был значительно выше, чем у других. Кроме того, этот купец имел в Санкт-Петербурге золотошвейную фабрику, где вышивали «платье мужское и женское шелками разных цветов. Для производства золотошвейного дела нанимаются мастерицы поденно… а буде заказная и безпрестанная работа продолжится, то можно выработать на 60000 рублей. Золотошвейной работы цена разная, смотря по вышивке» (РГАДА, ф. 277, оп. 16, д. 46). Принадлежало ли ему это клеймо – можно только предполагать, поскольку образец клейма его фабрики не сохранился. Но производство шёлкового шитья, то есть ткани вместе с вышивкой, из известных в Санкт-Петербурге владельцев фабрик мог наладить именно Амвросий Барбазан, так как золотошвейная (вышивальная) фабрика была только у него. Такой же, как и в нашей коллекции, кафтан из полосатой коричневой шёлковой ткани с аналогичной вышивкой цветочными мотивами, но без клейма (ГИМ, фонд тканей и костюма), значился как: «Западная Европа (?), вторая половина XVIII века». Между тем вышивки обоих кафтанов имеют похожий по характеру композиции рисунок. Они, несомненно, сделаны на одной фабрике по одной и той же технологии – двухсторонней теневой гладью с вливанием тонов. Таких кафтанов, скорее всего, было значительно больше. Это подтверждает версию о том, что было русское фабричное производство «шёлкового шитья на кафтан», аналогичное французскому производству «habit a la disposition», которое могло быть налажено в России выходцем из Франции. 
Мода на кафтан французского образца, которая во Франции завершилась в 1789 году, с началом революции, в России продержалась до 1801 года – года восшествия на престол Александра I. А. Бутенёв вспоминал: «На другой день после смерти Павла I все жители столицы 12 марта появились в таких костюмах,…какие были строжайше запрещены Павлом». Дворянский кафтан ещё изредка встречался в повседневном быту в России в начале XIX столетия, его век, как и век носившейся вместе с ним шпаги – символа дворянского достоинства, безвозвратно ушёл в прошлое. А сменивший кафтан демократичный классический фрак на долгие годы стал основной мужской одеждой, в качестве же парадного костюма он дожил и до наших дней. 
Кафтан XVIII века (инв. № В-2575), о котором мы начали рассказ, поступил на реставрацию после 52 лет экспонирования в экспозициях головного филиала музея-заповедника. К этому времени он уже подвергался укреплениям и переделкам (до 1932 г.) и реставрации (1978-1979 гг., реставратор Е.И. Бекетова), а возможно, и более ранним частичным реставрациям, проведённым по представлениям и возможностям своего времени. 
Кафтан в настоящее время в очень тяжёлом состоянии сохранности, требующем проведения срочных реставрационных мероприятий. Шёлковая ткань кафтана очень ветхая и сильно загрязнена, сильно выцвела и изменила свой первоначальный тёмно-синий цвет на серый с желтовато-зеленоватым оттенком. Так же сильно выцвели и шёлковые нити вышивки. Наблюдаются их многочисленные сечения, разрывы и утраты. Тюль практически полностью утрачен. Шёлковая ткань в результате последней предшествующей реставрации в 1978-1979 гг. была полностью сдублирована на шёлковый газ с мучным клеем и укреплена грубыми хлопчатобумажными нитями коричневого цвета, от чего появились деформация, многочисленные сечения и разрывы шёлковой ткани с многочисленными фрагментарными утратами, но, вероятно, с ней работали и раньше, так как просматриваются дублировочные вставки из холста и хлопчатобумажной ткани с укреплением хлопчатобумажными нитями чёрного и синего цвета. Из-за сильной пересушенности шёлк ломается и рассыпается на мелкие кусочки, которые держатся благодаря дублировочному материалу с мучным клеем от предыдущей реставрации, который губительно влияет на его сохранность. Шёлковая тесьма по краям загрязнена и сильно разрушена с многочисленными сечениями, разрывами и значительными утратами нитей ткани. Бархат загрязнён и выцвел на рукавах. Подкладка загрязнена с многочисленными пятнами неизвестного происхождения серого, жёлтого и коричневого цветов. Из реставрационного паспорта 1978-1979 гг. понятно, что подкладка не родная, так как на реставрацию кафтан поступил без подкладки. Её изготовили из частей двух разных видов хлопчатобумажных тканей (верхняя часть – бежевого цвета, нижняя часть – серого цвета) и смонтировали на кафтан, а утраты подкладки на клапанах карманов и воротнике восполнили шёлковым газом белого цвета. Пуговицы, предположительно, частично утрачены. 
До начала реставрации было проведено тщательное исследование состояния кафтана и при этом обнаружено, что под подкладкой сохранился большой кусок подлинной шёлковой ткани без вышивки, что даёт нам возможность предполагать, что изначально весь кафтан был из шёлковой ткани, а бархат – поздний. Об этом же свидетельствуют и существующие аналоги кафтана. Из реставрационного паспорта 1978-1979 гг. понятно, что кафтан поступил в музей с бархатом, значит, его переделывали гораздо раньше. 
По утверждённому реставрационным советом реставрационному заданию предстоит очень сложная реставрация. Необходимо выполнить полный демонтаж подкладок, пуговиц, шёлковой тесьмы окантовки, манжет, а так же фрагментарный демонтаж клапанов карманов и воротника стойки. Провести лабораторные исследования. Удалить поздние грубые укрепления и дублировочный материал, провести очистку и по возможности удалить остатки мучного клея, подобрать и тонировать дублировочные материалы, подвести под ветхую шёлковую ткань и укрепить шёлковыми нитями, восполнить утраты шёлковой ткани, укрепить шёлковые нити вышивки и остатки тюля методом перекрытия шёлковой ткани тончайшей шёлковой реставрационной сеткой. Самая главная задача, которую предстоит решить, заключается в выработке методики, которая позволит провести три главных реставрационных процесса (удаление ошибок предыдущей реставрации, очистку и дублирование) одновременно, поскольку шёлковая ткань в тяжелейшем состоянии и рассыпается на глазах. 
По реставрационным задачам этот экспонат считается высшей категории сложности, его реставрация потребует много времени, профессионального мастерства и ответственности.

Е.А. Андреева,
зав. сектором реставрации 
Суздальского филиала ГВСМЗ.

Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.