Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

Наивный художник из села Весь

11 Октября, 2021

Часто, проходя по улицам нашего села Весь, там, где сохранились дома старой постройки, невольно задаёшься вопросами. Кто жил здесь пятьдесят или сто лет назад? Какие тайны хранят дома о своих прежних жильцах?
Давайте задержимся у дома №20 на улице Набережная (в настоящее время фасад дома изменен новыми владельцами). Не совсем обычным был этот дом. Все его стены и даже потолок были увешаны картинами, ведь жил здесь наивный художник – Егор Михайлович Бабаков. Почему наивный? Об этом вы узнаете чуть позже.
Родился Егор Бабаков в 1906 г. в крестьянской семье. Окончил четыре класса Весьской церковно-приходской школы. Немного обучался в гимназии города Суздаля. Образование было платным и отец был против учёбы, хотя желание у сына учиться было огромным. В 1929 году он окончил два курса школы повышенного типа для взрослых в городе Иваново, где получил специальность счетовода. Прошел обучение на специальных курсах на ветфельдшера. На этих должностях и работал в колхозе «Возрождение». Так называлось первое коллективное хозяйство в селе Весь.
Во время Великой Отечественной войны был призван на фронт. Воевал сапером в сапёрном и отдельном пулемётном батальонах. В декабре 1942 года получил тяжёлое ранение в правую ногу. После лечения вернулся в строй, служил в 84 инженерном аэродромном батальоне. Демобилизован был на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25.09.1945 года. Из воспоминаний Егора Михайловича: «Я служил в артиллерийском полку. Весной 1942 года мы отогнали врага от столицы нашей родины Москвы и продолжали наступление на Орловско-Курской дуге. Немцы не желали уступать ни пяди оккупированной ими советской земли. Бои были очень ожесточённые и кровопролитные. Но наши войска отважно сдерживали натиск озверевшего врага. Немцы атаковали наши позиции без передышки, несмотря на большие потери со своей стороны, потери были очень большие и с нашей стороны. В нашем полку за одни сутки боёв погибло около 15 человек, не меньше. Мы мстили за наших товарищей, как могли. Я был ранен, вылечился и снова отправился догонять свой родной полк. В полку меня радостно встретили. Через два часа начался жестокий и кровопролитный бой».
По окончании войны Егор Михайлович вернулся в село Весь, родной колхоз и к мирным профессиям, полученным до войны. Был назначен на должность председателя ревизионной комиссии по начислению пенсий. В селе Егор Бабаков был известен, как умелый мастер плетения из ивового прута. Это прочный, но в тоже время гибкий и изящный природный материал. А научил Егорку плести его дед и вот, что он рассказывал: «Меня дедушка научил плести корзины. Первую свою корзину я сплёл в семь лет. Дед сказал, что корзинка пойдёт галкам на гнездо. Вторая вышла получше – курам яйца складывать. А третью корзину дед на рынок повёз. Продал её за семь копеек, на эти деньги накупил печатных пряников. Мне это очень понравилось, так и стал плести».
В каждом ремесле есть свои секреты, да и для плетения не с каждой ивы прут годится. Материал для работы он заготавливал на делянке за рекой Кестра. Место заболоченное, что благоприятно сказывается на росте растения. Для плетения нужны ветки только годового побега. Начиная с середины августа и до наступления зимы, Егор Михайлович ездил на велосипеде заготавливать прутья. Перебрасывал через раму велосипеда вязанки веток и пешком возвращался домой. Хранил их неочищенными на дворе. С наступлением устойчивых холодов приступал к плетению. Для работы заносил небольшую охапку веток домой и пока ивовый прут не высох, а был сочным и гибким, начинал плести. Затем шел за следующей партией. В его доме был особый дух, пропитанный терпким ароматом ивы. За зиму мастер изготавливал до 200 корзин, ушанки и даже санки. Плел бельевые корзины, для них прутья очищал от коры. Из березовых веток вязал мётлы. Его изделия пользовались большим спросом, как у местного населения, так и у колхоза.
Вся мебель в доме Егора Михайловича была сделана его руками: кровать, шкафчики, стол и табуретки, оконные рамы. Инструмент необходимый в хозяйстве тоже делал собственноручно: четвертак и пазник (для выбора четверти и пазов древесины), чертилка (с её помощью легко можно провести ровную линию на поверхности дерева) и т.д. А вот телевизора и радио у него не было. В сельской местности важным инвентарем в хозяйстве была ручная коса. Траву скотинке накосить, травостой посбивать. Со временем рабочий край косы утолщается и отбить её по всем правилам не каждому под силу. Шли односельчане с поклоном к Егору Михайловичу, потому как делал он работу качественно, со знанием дела. В благодарность жители приносили то десяток яичек, то банку молока или творожку.
После выхода на пенсию у Егора Михайловича появилось желание рисовать. Материалов для творчества в магазинах особо и не было. Разбирал фанерные ящики для посылок – вот вам и холст. Писал масляными красками, которые привозила младшая дочь Надежда из города Горький. Профессионального художественного образования у Егора Михайловича не было, а получить знания в этой области искусства очень хотел. Выписывал журнал «Советский художник» и внимательно его просматривал, покупал детские книжки, в них он искал мотивы для своих картин. Многочисленными своими работами украшал стены дома. Причем, в передней комнате на одной стене размещал исключительно полотна с величавыми храмами, на других – завораживающие пейзажи и сюжеты из деревенской жизни. Все то, что ему было близко, понятно и дорого.
В то время в Суздале создавался Музей самодеятельного творчества народов РСФСР, где были представлены работы непрофессиональных художников, в том числе и так называемых наивистов. Услышав про удивительного сельского художника, специалисты Владимиро-Суздальского музея-заповедника приехали к Егору Михайловичу. Так некоторые работы Егора Бабакова стали частью музейного фонда. В 90-е годы ХХ в. на территории Спасо-Евфимиева монастыря в здании монастырской трапезной был открыт Музей наивного искусства, где четверть века экспонировались работы уникальных художников-самоучек со всей страны. На одном из стендов были размещены восемь картин нашего земляка. К сожалению, в настоящее время экспозиция не существует.
В 1988 году Министерства культуры СССР и Франции организовали выставку в Париже «Советский наив». Раздел «РСФСР» был представлен работами из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника самодеятельного художественного творчества народов РСФСР. Среди тех, чьи работы представляли на выставке, был и Егор Михайлович Бабаков. На выставку было отправлено шесть его работ и все они заняли в экспозиции достойное место. А две из них: «В ночное» и «Церковь Ильи Пророка» включены в каталог выставки, изданный на французском языке в Париже. До этого триумфа, к сожалению, Егор Михайлович не дожил. Но еще при жизни был очень рад, что его работы находят добрый отклик в сердцах людей. Самобытные, по-детски трогательные сюжеты погружают зрителя в прекрасный и волшебный мир наивного искусства. Художник глубоко чувствовал окружающий мир и стремился воплотить его на своих полотнах. И не важно, когда ты взял впервые в руки кисть, главное - делать это с чистой и открытой душой.

И.К. Дегтярева,
заведующая библиотекой с. Весь.

Наивный художник из села Весь
Наивный художник из села Весь
Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.