Часто, проходя по улицам нашего села Весь, там, где сохранились дома старой постройки, невольно задаёшься вопросами. Кто жил здесь пятьдесят или сто лет назад? Какие тайны хранят дома о своих прежних жильцах?
Давайте задержимся у дома №20 на улице Набережная (в настоящее время фасад дома изменен новыми владельцами). Не совсем обычным был этот дом. Все его стены и даже потолок были увешаны картинами, ведь жил здесь наивный художник – Егор Михайлович Бабаков. Почему наивный? Об этом вы узнаете чуть позже.
Родился Егор Бабаков в 1906 г. в крестьянской семье. Окончил четыре класса Весьской церковно-приходской школы. Немного обучался в гимназии города Суздаля. Образование было платным и отец был против учёбы, хотя желание у сына учиться было огромным. В 1929 году он окончил два курса школы повышенного типа для взрослых в городе Иваново, где получил специальность счетовода. Прошел обучение на специальных курсах на ветфельдшера. На этих должностях и работал в колхозе «Возрождение». Так называлось первое коллективное хозяйство в селе Весь.
Во время Великой Отечественной войны был призван на фронт. Воевал сапером в сапёрном и отдельном пулемётном батальонах. В декабре 1942 года получил тяжёлое ранение в правую ногу. После лечения вернулся в строй, служил в 84 инженерном аэродромном батальоне. Демобилизован был на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25.09.1945 года. Из воспоминаний Егора Михайловича: «Я служил в артиллерийском полку. Весной 1942 года мы отогнали врага от столицы нашей родины Москвы и продолжали наступление на Орловско-Курской дуге. Немцы не желали уступать ни пяди оккупированной ими советской земли. Бои были очень ожесточённые и кровопролитные. Но наши войска отважно сдерживали натиск озверевшего врага. Немцы атаковали наши позиции без передышки, несмотря на большие потери со своей стороны, потери были очень большие и с нашей стороны. В нашем полку за одни сутки боёв погибло около 15 человек, не меньше. Мы мстили за наших товарищей, как могли. Я был ранен, вылечился и снова отправился догонять свой родной полк. В полку меня радостно встретили. Через два часа начался жестокий и кровопролитный бой».
По окончании войны Егор Михайлович вернулся в село Весь, родной колхоз и к мирным профессиям, полученным до войны. Был назначен на должность председателя ревизионной комиссии по начислению пенсий. В селе Егор Бабаков был известен, как умелый мастер плетения из ивового прута. Это прочный, но в тоже время гибкий и изящный природный материал. А научил Егорку плести его дед и вот, что он рассказывал: «Меня дедушка научил плести корзины. Первую свою корзину я сплёл в семь лет. Дед сказал, что корзинка пойдёт галкам на гнездо. Вторая вышла получше – курам яйца складывать. А третью корзину дед на рынок повёз. Продал её за семь копеек, на эти деньги накупил печатных пряников. Мне это очень понравилось, так и стал плести».
В каждом ремесле есть свои секреты, да и для плетения не с каждой ивы прут годится. Материал для работы он заготавливал на делянке за рекой Кестра. Место заболоченное, что благоприятно сказывается на росте растения. Для плетения нужны ветки только годового побега. Начиная с середины августа и до наступления зимы, Егор Михайлович ездил на велосипеде заготавливать прутья. Перебрасывал через раму велосипеда вязанки веток и пешком возвращался домой. Хранил их неочищенными на дворе. С наступлением устойчивых холодов приступал к плетению. Для работы заносил небольшую охапку веток домой и пока ивовый прут не высох, а был сочным и гибким, начинал плести. Затем шел за следующей партией. В его доме был особый дух, пропитанный терпким ароматом ивы. За зиму мастер изготавливал до 200 корзин, ушанки и даже санки. Плел бельевые корзины, для них прутья очищал от коры. Из березовых веток вязал мётлы. Его изделия пользовались большим спросом, как у местного населения, так и у колхоза.
Вся мебель в доме Егора Михайловича была сделана его руками: кровать, шкафчики, стол и табуретки, оконные рамы. Инструмент необходимый в хозяйстве тоже делал собственноручно: четвертак и пазник (для выбора четверти и пазов древесины), чертилка (с её помощью легко можно провести ровную линию на поверхности дерева) и т.д. А вот телевизора и радио у него не было. В сельской местности важным инвентарем в хозяйстве была ручная коса. Траву скотинке накосить, травостой посбивать. Со временем рабочий край косы утолщается и отбить её по всем правилам не каждому под силу. Шли односельчане с поклоном к Егору Михайловичу, потому как делал он работу качественно, со знанием дела. В благодарность жители приносили то десяток яичек, то банку молока или творожку.
После выхода на пенсию у Егора Михайловича появилось желание рисовать. Материалов для творчества в магазинах особо и не было. Разбирал фанерные ящики для посылок – вот вам и холст. Писал масляными красками, которые привозила младшая дочь Надежда из города Горький. Профессионального художественного образования у Егора Михайловича не было, а получить знания в этой области искусства очень хотел. Выписывал журнал «Советский художник» и внимательно его просматривал, покупал детские книжки, в них он искал мотивы для своих картин. Многочисленными своими работами украшал стены дома. Причем, в передней комнате на одной стене размещал исключительно полотна с величавыми храмами, на других – завораживающие пейзажи и сюжеты из деревенской жизни. Все то, что ему было близко, понятно и дорого.
В то время в Суздале создавался Музей самодеятельного творчества народов РСФСР, где были представлены работы непрофессиональных художников, в том числе и так называемых наивистов. Услышав про удивительного сельского художника, специалисты Владимиро-Суздальского музея-заповедника приехали к Егору Михайловичу. Так некоторые работы Егора Бабакова стали частью музейного фонда. В 90-е годы ХХ в. на территории Спасо-Евфимиева монастыря в здании монастырской трапезной был открыт Музей наивного искусства, где четверть века экспонировались работы уникальных художников-самоучек со всей страны. На одном из стендов были размещены восемь картин нашего земляка. К сожалению, в настоящее время экспозиция не существует.
В 1988 году Министерства культуры СССР и Франции организовали выставку в Париже «Советский наив». Раздел «РСФСР» был представлен работами из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника самодеятельного художественного творчества народов РСФСР. Среди тех, чьи работы представляли на выставке, был и Егор Михайлович Бабаков. На выставку было отправлено шесть его работ и все они заняли в экспозиции достойное место. А две из них: «В ночное» и «Церковь Ильи Пророка» включены в каталог выставки, изданный на французском языке в Париже. До этого триумфа, к сожалению, Егор Михайлович не дожил. Но еще при жизни был очень рад, что его работы находят добрый отклик в сердцах людей. Самобытные, по-детски трогательные сюжеты погружают зрителя в прекрасный и волшебный мир наивного искусства. Художник глубоко чувствовал окружающий мир и стремился воплотить его на своих полотнах. И не важно, когда ты взял впервые в руки кисть, главное - делать это с чистой и открытой душой.
И.К. Дегтярева,
заведующая библиотекой с. Весь.