О себе и своей семье рассказывает Мария Васильевна Семаева, жительница и настоящий патриот древнего Суздаля, которая в 2022 году отметила свое 95-летие.
На пороге своего 95-летия у меня появилась потребность рассказать о нашей семье.
Мои родители, Василий Андреевич и Пелагея Дмитриевна Руновы, уроженцы Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Случайная встреча моих родителей продолжилась для них счастливой совместной жизнью в течение 50-ти лет.
Вскоре после заключения брака, молодой муж Василий принимает твёрдое решение отделиться от родительской семьи и жить отдельно. С помощью родителей Василий выстроил своей молодой семье новый дом в соседней деревне Мелкишево Гороховецкого района. Вскоре появился их первенец - сын Александр.
В связи с тем, что работы в деревне Мелкишево не было, молодая семья переезжает в село Граворновское Ухтомского района Московской области. Здесь, вскоре, 22 декабря 1927 года, родилась я...
Папа устроился на работу котельщиком в паровозное депо им. А.В. Ухтомского, вступил в партию, поступил учиться в партийную школу с уклоном в сельское хозяйство. Закончив партийную школу, он получает назначение на работу в Самарскую область, в село Васильевское, где в марте 1932 года родился третий ребенок, моя сеста Зоя.
Через три-четыре года отец получает новое назначение в город Комсомольск Ивановской области на работу на гидроэлектростанции (Ивановская ГРЭС). Здесь мы задержались ненадолго, вскоре папа получает направление в город Суздаль тогда ещё Ивановской области в школу механизации сельского хозяйства, на должность заведующего мастерскими.
Наша семья приехала в город Суздаль глубокой ночью с 14 на 15 февраля 1937 года, уже в подготовленную квартиру на улице ВЦИКа (ныне ул. Алексея Лебедева), д.3 (бывший дом купца Табачникова). К нашему приезду печь в квартире была истоплена соседями - семьей Маланьиных. Этой же ночью маму проводили в родильное отделение больницы.
Утро оказалось трагически-радостным, мы угорели…очевидно печная труба была закрыта рано. Соседи вывели нас на улицу на свежий и морозный воздух. Когда я пришла в себя, то увидела ослепительно белый снег и на его фоне голубые купола с золотыми звездами кремля. Радостно было и от того, что 15 февраля 1937 года на свет появился брат Владимир (единственный в нашей семье коренной суздалец).
В 1954 году брат Владимир окончил 10 классов Суздальской средней школы № 1 и в этом же году поступил в Высшее Краснознаменное училище береговой артиллерии Военно-Морских Сил в г. Рига. В 1958 году окончил полный курс названного училища по специальности артиллерист береговой артиллерии, ему вручен дипломом с отличием и присвоена квалификация офицер береговой артиллерии. Он был направлен на службу в Архангельскую область, в воинскую часть. В 1961 году Володя женился, со своей женой Маргаритой они прожили долгие прекрасные годы, почти 60 лет. Жена работала в воинской части, где служил и Володя. Жили на частной квартире ст. Плесецк. Продвижение по службе было без задержки. За безупречную службу в марте 1969 года его направили на учёбу в Москву, в Военную академию имени Дзержинского, на командный факультет. В 1973 году, закончив учёбу, получил направление в Архангельскую область, в г. Мирный на должность заместителя командира части. Далее, в августе 1980 года Володя был переведен на должность преподавателя в институт им. Можайского (в настоящее время это Военно-Космическая Академия имени А.Ф. Можайского, входящая в состав ВКС), потом стал старшим преподавателем. С сентября 1987 года он по собственному желанию вышел на пенсию. Во время службы и позже Владимир Васильевич пользовался большим уважением, солдатской любовью. Военнослужащие, солдаты называли его батей, а это очень о многом говорит. И как преподаватель он успел себя проявить очень положительно. Курсанты тоже его любили и уважали.
На пенсии он не сидел без дела, работал на военном заводе, строил дом на садовом участке, оказался хорошим строителем на удивление всем: и плотник, и электрик, печник и колодезник - все своими руками, без чьей-либо помощи. Всему учился в процессе строительства, обустройства, всегда своими руками мог и ремонт в квартире сделать, и устранить любую неисправность, будь это ремонт проводки, водопровода или автомобиля.
В последние годы своей жизни Володя тяжело болел. Зная о своем заболевании, не поддавался недугу, духом не падал, стойко переносил тяжесть своего состояния.
Владимир Васильевич Рунов имел звание полковника, имеет много наград, среди которых орден Красной Звезды, медали «За безупречную службу», «Ветеран Вооруженных Сил СССР», медаль имени С.П. Королёва, знак «Ветерану космодрома Байконур» и другие.
Но вернемся к нашей жизни в Суздале. Постепенно началось знакомство с городом и каждый занимался своим делом - кто работой, кто учёбой. Папа приступил к работе, должность получил заведующего мастерскими школы механизации, а мастерских ещё не было. Встал вопрос о строительстве мастерских, вскоре здание мастерских было построено, введено в эксплуатацию.
Столовая для учащихся школы механизации находилась в Спасо-Евфимиевом монастыре, поэтому также встал вопрос и о строительстве новой столовой, которая и была размещена во вновь возведенной пристройке к зданию трактира на ул. Кремлёвской, д.6 (в настоящее время здание кафе-бара «Славянский»).
В военные годы и вплоть до 1951 года папа возглавлял школу механизации (Суздальская областная тракторная школа), которая располагалась в здании бывшей Блохинской богадельни (ул. Ленина, д.106), в настоящее время в здании расположен Суздальский филиал Санкт-Петербургского государственного института культуры.
По воспоминаниям сослуживцев, мой папа проявил себя как знающий специалист и большой души человек, много сделавший для совершенствования технической базы и всего учебного процесса. Только за годы войны школа подготовила 2213 молодых специалистов для колхозов и совхозов нашей Родины.
Преподавательский коллектив и учащиеся школы механизации сельского хозяйства принимали активное участие в работах по озеленению города Суздаля после войны, посажены деревья: акация, черемуха, рябина, липа и береза, по северной части Красной площади, вдоль механического отделения школы разбиты клумбы и посажены цветы, а сама дорога на улицу Энгельса была починена и засыпана гравием. У своей столовой (ул. ВЦИК), где все время была непролазная грязь, посадили деревья.
Школа механизации осуществляла шефство над Детским домом № 4, где находились эвакуированные из блокадного Ленинграда дети, оказывали им всяческую помощь, помогали транспортом, дровами, советами по ведению сельскохозяйственных работ на их участках.
С 1938 по 1952 годы отец избирался депутатом городского Совета.
С 1952 года был председателем колхоза им. Ворошилова, который располагался на территории с. Сельцо Суздальского района, с 1959 года занимал должность директора Суздальского дома престарелых, расположенного в Покровском монастыре (ныне сестринский корпус). На территории были построены здания бани и прачечной, разработан земельный участок под посадку овощных культур, с которого всегда собирали хороший урожай и делали заготовки для питания проживающих в нём лиц престарелого возраста.
Вера Николаевна Белина работала там врачом. Прошедшая всю Великую Отечественную войну, она сомневалась, что по состоянию своего здоровья сможет подняться на второй этаж к бабушкам, проживавшим там, для оказания им необходимой помощи (кабинет находился на первом этаже). Мой папа ответил ей: «Наши бабушки крепкие, они сами будут к Вам спускаться». Всё так. Бабушки были крепкие, помогали работникам столовой делать заготовки, в свободное время занимались вышивкой.
В жизни и трудовой деятельности папы его любовь к Родине, к земле, к людям, которые работают на ней, и вообще к людям, проходит красной нитью.
Я и старший брат Александр пошли учиться во вторую среднюю школу (на ул. Ленина). После школы Александра проводили на службу в армию на железнодорожный вокзал города Гаврилов-Посад на санях, а оттуда по железной дороге они отправились на службу на Дальний восток. Ранним утром подъезжали сани с двумя извозчиками к домам, из которых уходили на службу молодые люди, помещали в сани вещевые мешки, собранную еду, а все призывники и родственники шли за санями пешком до Ивановской заставы, где призывники рассаживались в сани и ехали в г. Гаврилов-Посад. Куда их направят дальше, родственники и не знали.
После армии Саша учился в школе инструкторов в г. Боровске Калужской области, возвратился в город Суздаль в 1950 году. Всю свою жизнь проработал инструктором (мастером) производственного обучения школы механизации сельского хозяйства, с ноября 1953 года до момента выхода на пенсию. В 1951 году он женился, его женой стала Анфиса Алексеевна Фирсова, учитель начальных классов средней школы № 2 г. Суздаля. Она была молодым, талантливым учителем, пользовалась авторитетом в коллективе, к ней тянулись ученики. Имея такие качества, она была переведена на работу в открывшуюся школу-интернат г. Суздаля, где она работала с детьми, требующими особого внимания, заботы, чуткости. В школе-интернате Анфиса Алексеевна работала вплоть до окончания трудовой деятельности. В числе педагогов, переведенных из средней школы № 2 в школу-интернат, также были Татьяна Семеновна Додонова и Валентина Гавриловна Гребенщикова. Именно за их личностные качества, особую любовь к детям, успехи в преподавательской деятельности по выбранному предмету, они были переведены на работу в указанное учебное заведение и все последующие долгие годы они работали в сплоченном дружном коллективе.
Все заботы по воспитанию детей и домашняя бытовая работа легли на хрупкие плечи моей мамы Пелагеи Дмитриевны.
Я ещё в детстве стала интересоваться местом, где мы живём, что за восхитительные звёзды на куполах… Оказалось, что мы живём в самом центре прекрасного города Суздаля на территории кремля, рядом с которым городской сад, в нем липовые аллеи, цветочные клумбы, другие красивые насаждения, множество скамеек и открытая танцевальная площадка, на которой по вечерам играл духовой оркестр, работал буфет со сладостями и напитками. Утром и днём здесь играли дети, ну а вечером молодежь весело проводила время в танцах и беседах.
Местом прогулок для взрослых были кремлевские валы. Зимой валы выступали горками, пологий спуск к реке (в настоящее время около здания кафе-бара «Славянский») был привлекателен для суздальской детворы, спускались на кусках фанеры, даже на длинных-длинных, вмещающих множество «пассажиров».
На нашей улице дома были только на нечётной стороне. Особо выделялись своими размерами, резными наличниками, ограждением дома Флорищевских, Цыпленковых, Андрияновых. На конце улицы были две церкви - Христорождественская и Никольская.
С детства родителями нам, детям, прививалась любовь к труду.
Шло время, трудно было жить, не имея подсобного хозяйства и приусадебного участка, скотины, плодовых насаждений. И накануне Великой Отечественной войны наша семья переехала на ул. Старая, д.9, в большой двухквартирный дом, при котором был большой двор для домашних животных и земля для огорода.
Первой нашей кормилицей была коза Таня, также имелось примерно с десяток кур, два поросеночка, ну и корова, которая паслась в стаде на Ильинском лугу.
В мои обязанности входили: уборка в доме, уход (присмотр) за младшим братом, летом два-три раза в неделю поход за свежей сывороткой на молочный завод (на ул. Ленина, д.82), поход за водой на реку, её ежедневно требовалось очень много, ведь вода кормилица и поилица. Сажали капусту, морковь, свеклу, лук и зелень, всё на открытом грунте. Вся огородная работа лежала на маминых плечах.
Огород, домашняя скотина - всё это помогло нам выжить в трудные годы Великой Отечественной войны.
Каждого, кто приходил к нам в дом, мама угощала: кому яичко сварит, кому стакан молока нальёт, кому щей тарелочку. Всем что есть, что было, угощала и потчевала всех, без внимания никого никогда не оставляла.
Мама днём на хозяйстве, а вечером, когда нас уложит спать, садилась за ручную швейную машинку и делала на заказ наволочки-снежинки. Вырезала в наволочках узоры и обметывала их белыми нитками. Они были нежные и воздушные. Также шила подзоры, боковинки к кроватям, покупала и пряла шерсть, вязала шали, платки, тканевые половики.
В 1948 году наша семья переехала на улицу Гастева, на новое место жительства, изменилась и роль приусадебного участка при нем.
Теперь сеяли, собирали урожай не для того, чтобы как в годы Великой Отечественной войны прокормить себя, но и на продажу, чтобы иметь доход и улучшить свою жизнь. Теперь строили парники, выращивали в них огурцы и помидоры, другие овощи выращивали в открытом грунте, сажали лук, укроп, хрен (семена находили у знакомых, менялись ими, обзаводились).
Суздальцы в основном продавали продукты на рынке города Иваново. Чтобы доехать до рынка, объединялись в группу из 3-4-х человек, искали машину (голосовали на дороге) и ехали к домам, забирали людей с продуктами. Потом отправлялись в путь в г. Иваново. Дорога была ухабистая, извилистая, в пути не меньше трёх часов. Да и какая погода, иногда и туман, и гроза…
На рынке маму навещала её дочь, моя младшая сестра Зоя (она в эти годы училась в Ивановском государственном педагогическом институте на факультете иностранных языков), мама ей всегда выделяла определенную сумму денег на покупку одежды, еды, привозила и домашнюю еду.
Окончив учёбу в институте, Зоя по своему желанию получила распределение в Таджикистан на работу в школу. Первые годы жизни в новой стороне были трудными, жила в кишлаке с земляным полом. А вот на работе сразу всё сложилось прекрасно: попала в дружный коллектив, а особо дружна была Зоя с учителем русского языка (молодая женщина также приехала на работу из России) и молодым учителем Ашурматом, который через два года стал её единственным и любимым мужем на долгие-долгие годы. Всё наладилось, теперь они жили уже в благоустроенной трёхкомнатной квартире в кирпичном двухэтажном доме. Я несколько раз была у них в гостях, ездила и одна, и с дочкой, была поездка и с внучкой. Встречали нас всегда гостеприимно, радушно. Республика Таджикистан расцветала. Интенсивно шло строительство дорог, домов, санаториев, гостиниц. А какие рынки! Всё на них в изобилии: спелые алые арбузы, ароматные дыни, персики, абрикосы, виноград разных сортов. А лепёшки - горячие, сытные прямо из печи шли на продажу. Тут же всевозможные восточные сладости, чай, травы. На открытом воздухе были обустроенные водоемы, бассейны с местами для приёма пищи и напитков, общедоступные, посещаемые и детьми, и взрослыми. В центре города Душанбе, столице Таджикистана, работал богатый зоопарк, в нём было собрано много представителей животного мира. Был в зоопарке и уголок, где постоянно собирались дети, здесь жили звериные малыши, назывался этот уголок «Площадка молодняка». На площадке находились зверята, родившиеся в текущем году, и малыши, воспитывавшиеся тут в прошлом году. Весело и дружно
жили здесь животные, которых на воле вместе не встретить: лисенок играл с крольчатами, а волк с собакой. За режимом малышей строго следили служители зоопарка, за их здоровьем наблюдали врачи. Фильмы в Душанбе посмотреть можно было даже на открытом воздухе (уже тогда были открытые кинотеатры).
Днём в этой удивительной южной стране было очень жарко, на каблучках по асфальту не пройти, а к ночи существенное похолодание. Но несмотря на это богатый урожай собирали 2-3 раза за год, а урожай бахчевых в Таджикистане вообще можно было собрать по три-четыре раза за сезон. Иногда чувствовались подземные толчки, колебания, даже люстры, мебель двигались. Зона была сейсмически активна, слабые землетрясения были не редко.
Были районы в Таджикистане, где звёзды в небе казались огромными, близко-близко, а вот в Ленинском районе, где жила Зоя, посмотришь вечером на небо, а оно тёмное-тёмное, ни одной звездочки не увидишь. И сразу грустилось о родном, любимом и милом сердцу городе Суздале, со светлым и звёздным небом...
Вот уедет мама с торговлей в Иваново, а мы сидим и ждём. Мама долго не едет, папа ждёт её, сидя на скамейке, кажется в газету смотрит, читает, а глаза смотрят на дорогу - жену свою выглядывает. Это были 50-е годы.
В 60-е годы мама продолжила торговлю малосольными огурцами в Суздале. Одевалась она всегда чисто, аккуратно. Со своей продукцией она шла к Торговым рядам, с северной стороны которых были обустроены добротные деревянные прилавки для местных торговцев. Прекрасный запах укропа и чеснока разносился от её огурчиков, были уже постоянные покупатели. Товар махом раскупался и мама быстренько возвращалась с пустым ведёрком и с доходом в карманчике. Ведерочки были покрыты как до торговли, так и после неё белоснежными тканевыми салфетками.
Между родителями всегда были взаимоуважение, взаимопонимание, взаимная поддержка, согласие, любовь, гармония.
В пенсионном возрасте папа сопровождал маму на реку полоскать белье, шли по пологому склону, как бы прогуливаясь, неспешно. Папа подождёт, когда мама прополощет белье, забирает корзиночку и возвращаются они домой.
Очень скорбно и печально, что папа умер на 68-м году жизни, 9 января 1971 года. Долгие годы до самой своей смерти мама грустила о папе, умерла она 27 июня 1990 года на 89-м году жизни.
Все эти годы она стойко держалась, была бодра, за трудом и не так грустится. Помогала растить, воспитывать внуков, в преклонном возрасте катала их на санках с ветерком. Была сильная, мудрая, стойкая. Часто вспоминала, как они с отцом обращались друг к другу - Вася, Поленька. Всегда с любовью, добротой и уважением.
В суровые годы Великой Отечественной войны я училась в Суздальской средней школе № 2. Во время учёбы в школе я заинтересовалась историей города и, слушая своего преподавателя Музу Александровну Дьяконову, определила свою будущую профессию, твердо решила быть учителем истории. В 1945 году окончила среднюю школу и поступила в Ивановский педагогический институт на исторический факультет, который окончила в 1949 году. И случилось чудо - устроилась на работу в свою среднюю школу, которую окончила, на место бывшей учительницы (она к этому времени уже не работала, а учитель истории требовался). Попала я в сплоченный, дружный педагогический коллектив. Примером добросовестного отношения к труду была директор школы Ступина Анна Ивановна, педагоги Сперанская Нина Михайловна, Рюмина Екатерина Кузьминична, Яновская Валентина Николаевна. Среди начинающих учителей Зайцева Галина Евгеньевна, Кузнецов Николай Иванович, Фирсова Тамара Васильевна, Кузнецова Авиэта Алексеевна.
В школе учились дети городские, сельские и дети из детских домов. Между учителями и учениками было взаимопонимание и взаимоуважение, что сказывалось очень положительно на результатах учебно-воспитательного процесса.
В 1952 году моим мужем стал Федор Тимофеевич Семаев. Молодой специалист, работник прокуратуры, милиции, наставник не только взрослых, но и детворы. По его инициативе в городе Суздале была открыта первая Детская музыкальная школа (здание на Торговой площади). Директором школы стал Альберт Иванович Егоров, позднее длительное время возглавлял музыкальную школу Александр Семенович Пучков, преподавателем по классу фортепиано была Александра Владимировна Шерышева.
Особое отношение, внимание к детям проявились в период работы моего мужа в должности директора Детской спортивной школы (находилась на территории Ризоположенского монастыря), где дети занимались футболом, лыжами, гимнастикой, велосипедным спортом, часто выезжали на различные спортивные мероприятия, занимая призовые места. Всё было четко организовано. Спортивная школа пользовалась большим авторитетом у детей и их родителей.
В декабре 1952 года я вступила в ряды КПСС, первое данное мне партийное поручение - пропагандист марксизма-ленинизма. В 1965 году закончила вечерний Институт марксизма-ленинизма. Пропагандистом была 28 лет, и в средней школе № 2, на Суздальском молочном заводе, в Суздальской районной библиотеке и в средней школе № 1. С 1956 года по 1958 год я работала директором Суздальской средней школы № 2. Общий педагогический стаж работы 30 лет, из них 12 лет работы в средней школе № 2, 18 лет в средней школе № 1. Награждена значком «Отличник народного просвещения». В эти годы мы с учениками в специально отведенном помещении школы по заданию Суздальской птицефабрики выращивали цыплят с двухнедельного до 3-х месячного возраста. Выйдя на пенсию, не хотелось сидеть дома. Два года работала внештатным экскурсоводом при музее. Три года работала библиотекарем в Суздальской районной библиотеке. Один год работала в музее, но за этот короткий период успела многое познать. Начала с работы в отделе «Русская одежда», смотрителем в экспозиции «Город Суздаль в годы Первой русской революции 1905-1907 гг.», экспозиция располагалась в Доме купца Агапова на ул. Толстого. Работала в Спасо-Евфимиевом монастыре ключарем в экспозиции «Музей самодеятельного творчества».
На протяжении жизни занималась общественной работой. Дважды была председателем и четырежды секретарем избирательной комиссии, агитатором в периоды проведения (предвыборных) избирательных кампаний, избиралась депутатом Суздальского городского Совета депутатов трудящихся. Была руководителем секции учителей истории и обществоведения города Суздаля и Суздальского района, членом бюро партийной организации и местного комитета школы, членом уличного комитета под председательством Изергиной Риммы Ивановны.
...Через мою жизнь эхо Великой Отечественной войны проходит красной нитью - это и память о погибших двух родных братьях папы и его племянника, проводы моего старшего брата в армию. Из двух выпускных классов нашей школы всего два юноши вернулись с фронта, это Евгений Евлампиев и Александр Козлов.
В институте на нашем факультете третья часть студентов также были бывшими фронтовиками. Мы на практике во время учёбы посещали раненых бойцов в госпитале, готовили им подарки, концерты, письма, совместно с учениками школ, в которых мы проходили учебную практику. В школе работала с учителями-фронтовиками: Бачугиным Анатолием Михайловичем, Морковкиным Константином Михайловичем, Черновым Николаем Павловичем, братьями Шелеховыми Иваном Захаровичем и Данилой Захаровичем. К сожалению, сейчас почти все они уже ушли из жизни.
Вся жизнь и трудовая деятельность моих родителей, нас, детей, уже во взрослом возрасте была связана с преподаванием, учительством, духовно-нравственным воспитанием учеников, студентов, вообще детей. Мы передавали из поколения в поколение любовь к детям-ученикам, хорошее к ним отношение, убеждение, что все они замечательные и неповторимые, формировали и развивали взаимопонимание и взаимоуважение, показывали важность и значимость семейных традиций и ценностей образования. Пытались каждому, будь это ученик, студент, а в быту, в повседневной жизни близкий, родной человек, заложить такие общечеловеческие качества, как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки, любви к Родине, родному городу!
Любите и знайте историю своего города, восхищайтесь им и берегите его!
Родительский дом - наш причал, надёжный приют, нет дороже его и роднее нет места! Теперь в нём живут наши дети, гостят внуки и правнуки. Он такой же сильный, крепкий и родной!
М.В. Семаева,
Фото из семейного архива М.В. Семаевой.