Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

«Когда великое свершалось торжество»

10 Апреля, 2019

Собрание иконописи Владимиро-Суздальского музея-заповедника – одно из самых известных в России. Музей хранит уникальные памятники XII-XIII веков, иконы письма Андрея Рублёва и Симона Ушакова, замечательные произведения живописи XV–XVII веков, ценную коллекцию поздней иконописи. Среди музейных экспонатов – иконы со своей историей, почитаемые чудотворные образы, вклады.
Более 300 произведений иконописи нашего музея-заповедника представлены в экспозициях Суздаля и Владимира: «Древнерусская живопись», «Русская икона XVIII – начала XX в.», «Золотая кладовая» и других. Но значительная часть собрания находится в фондохранилищах музея. Многие из икон ещё предстоит отреставрировать и изучить.
В текущем году в рамках нового выставочного проекта Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Архиерейских палатах Кремля начался цикл камерных выставок, на которых впервые экспонируются произведения иконописи, хранящиеся в запасниках музея, интересные своими сюжетами, техникой исполнения, особенностями иконографии и недавно возвращённые к жизни руками реставраторов.
4 апреля открылась вторая выставка этого цикла, на которой представлена икона XVII века «Распятие, с предстоящими».
Распятие Господне – казнь Иисуса Христа на кресте – эпизод, венчающий страдания и предшествующий погребению и Воскресению Христову. Образ Распятия – центральный для христианства. Именно он символизирует искупление Спасителем грехов человечества. Крестная казнь Христа является ключевым событием истории, открывшим новые духовные истины и сочетающим сильнейший драматизм с великой радостью одухотворения, обновления земной жизни.
Казнь через распятие, распространённая в Римской империи, просуществовала вплоть до IV столетия и была отменена императором Константином Великим. Сцены, относящиеся к страданиям Христа, появились в раннехристианском искусстве не ранее IV–V веков. Впоследствии изображение крестной казни Спасителя получает широкое распространение в искусстве греко-римском, византийском, русском и западноевропейском. «Распятие» встречается в иллюстрациях Евангелий и Псалтыри, настенных росписях, становится сюжетом барельефов, скульптурных изображений и икон. В течение нескольких столетий на основе Евангельских повествований от Матфея, Марка, Луки и Иоанна происходит формирование иконографии крестной казни Христа.
Представленная на выставке икона в основном демонстрирует традиционную иконографическую схему Распятия, но имеет и ряд особенностей, касающихся расположения фигуры апостола Иоанна Богослова, присутствия тернового венца на голове Христа и надписи в виде славянских монограмм, которая появляется на Руси не ранее XVII столетия. Одним из дополнений традиционного сюжета являются изображения солнца и луны, воплощающие Евангельский рассказ о наступившей во время страданий Спасителя тьме по всей земле.
Представленный на выставке образ впечатляет своими размерами. Из двадцати двух икон «Распятие», хранящихся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, эта – самая большая по размеру и наиболее древняя по времени создания. «Распятие, с предстоящими» поступило в нашу коллекцию в сложные 1920-е годы, когда музеем проводилась «лихорадочная работа» по приёмке церковного имущества из «ликвидированных» храмов и монастырей Владимирской губернии. Несмотря на отсутствие сведений о происхождении иконы, её размеры, иконография, золотой фон, следы басменного оклада и высокое качество живописи позволяют предположить, что памятник предназначался для какого-то значительного храма Владимирской земли.
В дни Великого поста, накануне событий страданий и Воскресения Христова посетители музея получили возможность увидеть редкий памятник русского иконописного искусства.

Е.А. Домнина,

научный сотрудник историко-этнографического отдела.

Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.