Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

Избяные обозы… Из нереализованного…

19 Июня, 2019

Россия – страна лесная, неудивительно, что изначально Русь была деревянной. «От сошки до ложки», от храма высокого, терема княжеского до крестьянской избы, баньки – всё делалось из дерева.

Полвека назад началась история и судьба Музея деревянного зодчества в Суздале: сюда начали свозить интересные деревянные постройки со всей Владимирской области. Автором генерального плана МДЗ и большинства проектов реставрации его памятников является известный владимирский реставратор и исследователь архитектурного наследия региона Валерий Михайлович Анисимов (1937-2017). В его монографии «Народное зодчество Владимирского края» рассмотрено более 60-и различных памятников, по которым имеются графические и фотоматериалы. К сожалению, этот итоговый труд, рассчитанный не только на специалистов, но и на всех, кому интересна история владимирской земли, так и не был издан массовым тиражом. В музей предполагалось переместить более 30 деревянных построек. Но все планы в силу ряда причин не осуществились. В настоящее время в музее размещено 18 памятников (19-й суздальский Агаповский дом) и несколько реконструкций малых форм. К пяти перевезенным жилым домам планировалось добавить, как минимум, ещё четыре. Рядом с избой-двойней из села Тынцы (слева от входа в музей) должен был расположиться дом Венидиктовой начала ХХ века из села Избищи Гусь-Хрустального района - пятистенок с высоким подклетом, который визуально воспринимается как двухэтажный дом. От этого дома теперь ничего не осталось, как почти и от самой деревни Избищи, в которой в 1926 году насчитывалось 655 жителей. По информации старосты Избищ в конце 1970-х годов дом был приобретен у сестер Венидиктовых колхозом и снесен, на его месте построен новый. Сейчас деревня оживает лишь летом, когда к оставшимся шестерым коренным жителям присоединяются дачники. Рядом с домом Венидиктовой планировался дом Кучиной из д. Фирсово, Селивановского района. Также по меркам традиционного крестьянского жилища его можно отнести к домам зажиточных крестьян. Хоромы (а так ранее назывались не только дома, но и дворы, бани, - все, что делалось из хоромного, то есть, строевого леса) в нашей местности традиционно рубились небольшие. Самый распространенный размер – шестерики - шесть на шесть аршинов, трехчастной структуры (изба, то есть, непосредственно отапливаемое помещение, сени и клеть, которая называлась также горницей или боковушей). Аршин, главный строительный расчетный модуль того времени, составляет 72 см. Дома больше шести аршинов встречались нечасто. Кроме вышеуказанных больших домов в музее планировалось показать «дом бедняка», крытый соломой, состоящий из четырехугольной бревенчатой клети с двумя или одним окном по фасаду. Был подобран предварительный вариант – дом и двор из с. Малое Братцево Кольчугинского района. Рассматривались и другие варианты подобных домов. Должна была занять своё место в музее и курная изба, обнаруженная А.Д. Варгановым в деревне Оликово, Лопатницкого, а затем Торчинского сельсовета Суздальского района. О том, как умирала эта деревня, и как владелец курной избы Матвей Сычев доживал свои дни в теплушке при скотном дворе, рассказано в статье В. Макарова «Как умирала курная изба», опубликованной в газете Ю. Белова «Вечерний звон». Курная изба Матвея, без трубы, с четырехугольным отверстием в потолке, которое после протопки глинобитной печки, занимавшей одну четвертую часть жилого пространства, затыкалось старым ватным шушуном…и из которой, тем не менее, он не хотел никуда переселяться, все же сгорела… В 1980-е годы планы по переносу или воссозданию избы бедного крестьянина были реальны, научным сотрудником музея-заповедника Мариной Вильевной Ярошенко в 1982 году был разработан тематико-экспозиционный план, подобраны предметы для интерьера жилой комнаты и хозяйственного двора. Увы, дальнейшие события, происходившие в стране, привели к тому, что этим планам не суждено было сбыться. Кроме перечисленных, вплотную к стене мельницы №1, перевезенной в музей из села Мошок Судогодского района, которую реставраторы любовно прозвали «матрешка», планировался к установке дом мельника. И.А. Столетовым и В.М. Анисимовым был разработан проект, в соответствии с которым пятистенок имел одной из стен боковую сторону мельничного четверика, как и было во время бытования этой мельницы в с. Мошок.Все дальше отделяет от нас неумолимое время «избяные обозы» - удачный символ, используемый крестьянским поэтом Николаем Клюевым. Такие, казалось бы, блага цивилизации, как сайдинг, пластиковые окна, забор из профлиста, обезличивают современные села, лишая «домовых украсов», которые нам оставили в наследство аргуны, якуши и кержаки (местные названия русских плотников). Сейчас от названных в публикации домов ничего не осталось, поэтому их фото, представляющие разные типы бытовавших на Владимирщине крестьянских домов, имеют историческую ценность. А сохранившиеся в архивах обмеры, описания и проекты дают возможность реконструкции данных объектов в натуральную величину. Возможно, когда-нибудь это станет одним из направлений развития музеев под открытым небом.

Н. Максимова, ст. научный сотрудник 
 историко-этнографического отдела ГВСМЗ.

Избяные обозы… Из нереализованного…
Избяные обозы… Из нереализованного…
Избяные обозы… Из нереализованного…
Избяные обозы… Из нереализованного…
Избяные обозы… Из нереализованного…
Избяные обозы… Из нереализованного…
Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.