Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

«Гвозди бы делать из этих людей…»

3 Января, 2024

На западной окраине Суздаля уютно расположилась красивая улица имени Скобенникова. Она односторонняя, заметно, что жители ухаживают за своими частными домами и территорией вокруг. С ранней весны до поздней осени цветы и различный декор радуют глаз не только в палисадниках, но и на противоположной стороне улицы.
Наш земляк Алексей Иванович Скобенников родился в многодетной семье мелкого торговца 16 мая 1885 года по старому стилю. Прожив непростую, полную лишений и драматических событий жизнь, остался порядочным человеком несгибаемой воли. О его социал-демократической деятельности написано достаточно. В том числе в книге А.И. Аксёновой «Суздаль. ХХ век», в путеводителе Ю.В. Белова и других изданиях. В большинстве публикаций нет сведений о последних десятилетиях жизни Алексея Ивановича, о дате смерти и о месте захоронения. 
На страницах приложения «Наше Наследие» публиковалась статья А.С. Зайковой «Она прожила достойную жизнь» памяти Нины Максимовны Струковой (21 июня 2019 года). Нина Максимовна была неравнодушным, увлечённым человеком. Мы благодарим её внука Андрея Викторовича Бурцева, который унаследовал от бабушки активную гражданскую позицию и передал архив Нины Максимовны в музей. Данной небольшой статьёй, написанной с использованием переданных материалов, мы хотим представить некоторые факты семейной жизни Скобенниковых. 
Супруга Алексея Ивановича Мария Ивановна, урождённая Зыкова, была соратницей и единомышленницей мужа, прошла все тяготы царской ссылки, являясь сама осуждённой, а впоследствии последовав за своим любимым в Иркутск. Отец Марии, тесть Скобенникова, Иван Семёнович Зыков – церковный староста в Суздале, булочник. 
В 1920-х годах, казалось бы, главные испытания на прочность были позади. Семья проживала в Москве, приняв и душой, и сердцем Октябрьскую революцию. Это произошло далеко не со всеми членами РСДРП, в том числе с участниками событий в Суздале 1905–1907 годов, потому как страшно далеки были эти товарищи от народа, как писал В.И. Ленин. Из учительской династии Скобенниковых, к примеру, только Юлия Александровна вернулась в родной Суздаль и учительствовала в селе Михайлова Сторона. У Марии и Алексея было трое детей: Борис, София и Зинаида. Борис погиб в 1943 году в боях под Брянском. Про Зинаиду известно немного. Софья Алексеевна сохранила память о родителях. В 1980-х годах она переписывалась и общалась лично с Н.М. Струковой. По её инициативе приезжала в Суздаль и встречалась с суздальскими краеведами и пионерами. 
Волею судеб в 1930-х годах Мария Ивановна осталась с детьми в Москве, а Алексей Иванович проживал в Ташкенте. Не совсем понятно, чем обусловлен этот переезд. То ли партия действительно послала помогать хлопководческим артелям, то ли пошатнувшееся здоровье послужило причиной. Не исключено, что это такой каверзный манёвр, когда 101-й километр оказался от Москвы по прямой за 2792 километра… Алексей Иванович был мобилизован в Ташкент заместителем председателя хлопковой кооперации в 1929 году, «как прекрасный товарищ и влиятельный член партии». На тот момент – член президиума Всесоюзного совета жилищной кооперации. В 1930 году А.И. Скобенников входил в Ташкенте во Всесоюзное бюро Хлопководческой кооперации. 
Не сразу понятно из писем, какой чисткой занималась в это время в Москве Мария Ивановна. Мои первичные предположения о работе на овощебазе оказались несостоятельными. «С 5 вечера ушла на чистку. Кончили во втором часу ночи, домой пришла в два. Совершенно устала. Чищу ячейку нефтяного факультета Горной академии. Там много кляузных ребят. Работы предстоит много» (22 января 1930 года). «Чистки у нас затягиваются. Думали пропускать человек по 10 в вечер, а пропускают 5–6 человек. Мои чистки прошли без сучка и задоринки». Репрессивная государственная машина наращивала свои обороты. 
Впоследствии этот чудовищный маховик не пощадил и самих «чистильщиков». Многие знакомые и родственники Скобенниковых были обвинены. Другие, как писала мужу Мария, заранее шили тюремный мешок для самых необходимых пожитков. 
Благодаря деньгам, которые Алексей Иванович посылал от своего заработка в Москву, жене удавалось изредка покупать детям «курицу и даже утку, кило печенья, конфет и всем по два мандарина». Из писем дочерей Зины и Софии отцу следует, что почти сразу по прибытии на работу в Ташкент Алексей Иванович попал в больницу. Затем здоровье его ухудшилось, сильно похудел, потерял 27 фунтов (12,25 кг). Жена предположила, что мог подхватить малярию. В конце писем от жены часто стояло трогательное «твоя Макурка». Алексей Иванович был хорошим, любящим отцом, что проходит нитью через все письма детей в Ташкент. В одном из писем ноября 1930 года Зина просила портфель, конструктор и коньки. Понимая, что это слишком, девочка пояснила: в счёт двух дней рождения. 
В 1930-х годах семья Скобенниковых переехала в новую квартиру в Москве, приобретённую путём денежных взносов в жилкооператив. Мария Ивановна писала, что переезд встанет дорого, берут по 11 рублей с воза, а будет воза четыре, одних книг только 5 ящиков.
Пока не удалось установить точное время возвращения Алексея Ивановича в Москву. Но в 1937 году он находился уже в столице. Мария Ивановна, его верная спутница, была арестована. От Скобенникова, на тот момент персонального пенсионера, органы потребовали, чтобы он осудил «преступную деятельность жены». В то время написать донос на мужа или жену было в порядке вещей. Но только не для таких порядочных и храбрых людей, как Алексей Иванович. В письмах Молотову, Вышинскому и Сталину он выразил свою позицию, что быстрее откажется от членства в партии, если эта партия подвергает репрессиям таких преданных борцов, как его жена. Дело кончилось тем, что Марию Ивановну освободили в 1938 году и восстановили в партии. 
С конца 1970-х годов Нина Максимовна Струкова, как руководитель молодёжной секции Суздальского отделения общества охраны памятников истории и культуры, занималась революционным прошлым Суздальского уезда. Из её письма, которое мною было обнаружено в личном архиве Виктора Дмитриевича Огурцова (ГАВО. Ф. Р-875) следует, что в конце декабря 1984 года она закончила свою повесть (84 печатных листа) об А.И. Скобенникове. Просим откликнуться тех жителей Суздаля, кто владеет информацией, где можно найти это произведение. Такие люди, как Алексей Иванович, – наша гордость и достояние. Умер Скобенников в октябре 1941 года, был кремирован, но прах его затерян – захоронен где-то в общей могиле. Марии не стало в 1958 году. Она покоится на Новодевичьем кладбище.

Н.В. Максимова, 
старший научный сотрудник  научно-исследовательского отдела ГВСМЗ.

Фото предоставлено ВСМЗ.

Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.