Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

Есть женщины в русских селеньях...

8 Марта, 2020

Мы иногда любим порассуждать об истории страны. Однако своя история, своя родословная есть у каждой семьи и у каждого человека. Мы попросили трех женщин, живущих в селе Порецкое, рассказать о своей жизни. Ольга Жукова — труженица тыла, Любовь Кузнецова и Татьяна Матвеева — «дети войны», у всех непростая судьба. В первую очередь, накануне женского праздника нам хотелось бы отметить их трудовой и материнский подвиг. Несмотря на все трудности они выжили, воспитали детей и внуков, живут полноценной жизнью. Это многого стоит.

Ольга Трофимовна Жукова - главный долгожитель Порецкого
Ольге Трофимовне Жуковой 9 апреля исполнится 97 лет. В Порецком она сегодня — главный долгожитель. Годы ей не страшны. Бабушка Оля пребывает в здравом уме и твердой памяти, радуясь за многочисленных потомков. У нее 5 детей (правда, один сын умер), 9 внуков, 16 правнуков и 4 красавицы-праправнучки, а еще дома кот и 2 кошки. 
Родилась Ольга Трофимовна в русской крестьянской семье в Казахстане. Отец Трофим Тихонович дожил до 99 лет. Мама умерла, оставив семерых детей. Так что воспитывала их мачеха, Матрена Максимовна, и сегодня Ольга Трофимовна с благодарностью ее вспоминает. После шести классов Ольге пришлось бросить учебу: в колхозе рук не хватало, Олю забрали работать на машинно-тракторную станцию. Она была кладовщиком, слесарем, трактористом. «Училась, схватывала на лету, способная к технике была, у меня даже свои ученики появились, - говорит ветеран труда. - Я и сейчас могу мотор перебрать у трактора, у автомобиля, у комбайна, всему научили».
Вышла замуж. Иван Васильевич Жуков был ранен в финскую, прошел Великую Отечественную. Был водителем. В 1953 году семья перебралась из Талды-Курганской области в село Порецкое к сестре мужа. И пятый ребенок родился уже на Суздальской земле.
В полеводческой бригаде колхоза имени Калинина Ольга Жукова трудилась 20 лет. Колхозницы и сеяли, и пололи — всё вручную. В 50 лет, в 1973-м, вышла на пенсию, как многодетная мама. У бабушки Оли есть медали: «За Победу над Германией», «Ветеран труда», медаль материнства 2-й степени — ее давали мамам, воспитавшим 5 детей. 
На пенсии Ольга Трофимовна находится практически половину жизни, уже 46 лет. Скучать некогда. Когда в селе восстанавливали Спасо-Преображенский храм в начале 90-х, три года была старостой. Обращалась с письмом в областной центр, чтобы храм, в котором было зернохранилище, вернули церкви. Вскоре приехал батюшка, отец Владимир. Дыры в куполе заварили, начали восстанавливать здание. Сколько земли перелопатили ее трудолюбивые руки! Где не могли работать пожилые — там привлекали солдат из поселка Сокол. Их Ольга Трофимовна кормила щами наваристыми и картошкой-мятушкой. За день не раз с одного конца села на другой ходила, переживала за работников: сыты ли, нет ли каких проблем. Работы шли пять лет. А когда-то на крыше храма росла малина...
Ольга Трофимовна в курсе местных событий. Переживает, что в селе нет клуба. И нет хора. Баба Оля, как ее называют домашние, искусство очень любит.
— Было время, я малых детей на мужа или у соседки оставляла, а сама шла в местный Дом культуры, когда спектакли или танцы были. Это еще в Казахстане! Речку Арканку вброд переходила, платье задирала — и на тот берег! Я и в порецком хоре пела, мы по всему району с концертами ездили…
Говорит, не раз видела поэта Дербенева — Леонид Петрович жил в Улово в годы войны, потом приезжал сюда в мирное время. Ольга Трофимовна — настоящий долгожитель. Секрет ее прост: она не верит, что ей под сто. Говорит,  похоронив мужа, долгое время управлялась сама: дети со своими семьями уже жили отдельно, во Владимире, Коврове и Москве. Сейчас дочь помогает. Однако бабе Оле дома не сидится: ходит в гости к подружкам, поговорить да песни попеть: «У нас тут свои собрания». Второй секрет тоже очевиден.
- Сколько себя помню, всегда трудилась, с малых лет. И за «палочки», и за пшеницу, и за деньги. Здесь прекрасный председатель был, Григорий Матвеевич Курилов, он колхоз сделал лучшим в области. Мы, дети войны, вообще жили трудом. Я вставала в 5 утра, готовила на весь день, муж коров доить помогал. Потом — в поле до вечера. Дети дома росли, без всяких садиков, и выросли хорошими людьми, вот что главное! Мы с мужем вообще любили детей, мне вот привозят правнуков на всё лето — уже радость…
Помогает Ольге Трофимовне в жизни хорошее отношение к людям. Она, например, никому не отказывает в просьбах. Редкое качество в наши дни. А как ты относишься к другим, так и другие к тебе. Если хорошо — твой век долог!

Татьяна Ивановна Матвеева из «детей войны»  Родилась в августе 1941 года в Москве. Поскольку отец был родом из Порецкого, семья со временем перебралась под Суздаль. Купили небольшой дом. Зажили хорошо, колхоз был известный, в нем Татьяна Матвеева 40 лет отработала дояркой, говорит, при председателе Григории Матвеевиче Курилове жили, как при коммунизме. Хорошее всегда приятно вспомнить. Но и плохого хватает.Мы сидим на кухне. Татьяна Ивановна вспоминает, как трудно жилось в послевоенной Москве. «Мы с братом одно время побирались, нас в семье семеро детей было, голодали, и вот подадут тебе кусок хлеба — ты знаешь, что надо его домой нести, а сил нет, не выдержишь и съешь. Как потом домашним в глаза смотреть?»
Когда Тане было 13 лет, отца перевели работать на целину, в городок Атбасар, бывшую казачью станицу, где создали совхоз «Самарский». Несмотря на то, что отец был парторгом, Татьяну, как и многих других детей, отправили работать в карьер. Тяжелейший труд!
- Мужчины выламывали породу, а мы таскали камни к самосвалам наверх. Я на всю жизнь это запомнила. Это детством трудно назвать, но такое было время, — вздыхает хозяйка уютного дома. В Москву семья так и не вернулась. Отец был в длительной командировке, мама болела, надо было срочно ехать назад продлевать жилье (был такой порядок), но они не успели, и квартиру в столице... потеряли. Тогда про село Порецкое и вспомнили.
Здесь, в колхозе, в 1995 году Татьяна Ивановна и вышла на пенсию. Дома сидеть не хотела. Устроилась работать сиделкой. Пять лет присматривала за бабушкой Еленой Николаевной Дворниковой, потом три года ее подопечным был Сергей Зубов, потом, тоже три года, супруги Иван и Мария Свищёвы. За лежачими смотреть непросто, тут особое терпение нужно. Работала Татьяна Ивановна и санитаркой в больнице, и техслужащей в школе.
Жизнь идет полосами. Уже 16 лет, как умер любимый муж, Анатолий Григорьевич. Он был добрым, отзывчивым человеком. Долгие годы работал трактористом, скотником, потом сторожем. У них с Татьяной Ивановной было трое детей: Сергей, Владимир и Людмила, которая 4 года назад умерла, оставив Татьяне Ивановне трех внуков.
Пришлось бабушке напрячь все свои силы — признается, откуда брались, не знает: «Наверное, Бог силы давал». Татьяна Ивановна справилась. Внуки под присмотром, всё у них нормально. Анне 23 года, совсем недавно, в январе, она вышла замуж за хорошего парня. Есть у Ани Божий дар: вышивает иконы бисером. Игорю — 19 лет. Сейчас он в рядах Российской Армии. Андрею 11 лет, бабушка называет его «сверчком». Характер непростой, но мальчик отзывчивый. Бабушка надеется, что всё у внуков в жизни образуется. Главное, чтобы они смогли реализовать свои способности, тогда и жизнь сложится. 
Любовь Федоровна Кузнецова дочь председателя
Любовь Федоровна Кузнецова перебралась в Порецкое из деревни Осечок Калязинского района Тверской области. Она 1940 года рождения. Ей было 19, когда они с мужем Иваном продали там дом и купили жилье в Порецком. Это было непросто — тогда у колхозников не было паспортов. Выбрали суздальские края супруги потому, что многие калязинцы сюда переселялись. Привозили валенки на продажу, да и оставались. Ведь Тверская земля — многоводная, заболоченная, урожаи тяжело давались (там, кстати, тоже река Нерль течет). Но русские люди справлялись.
Отец Любы, Федор Сергеевич Селезнев, в Осечках был председателем колхоза «Прожектор», его сельчане любили. Интересно, что при этом он был беспартийным, но колхоз ходил в передовых, и его поэтому не снимали с должности. Мама, Прасковья Ивановна,  воспитывала 4-х детей и тоже трудилась в колхозе. С малых лет много работали и дети.
Больше всего Любови Федоровне запомнилась пора сенокосов — не столько свежим запахом скошенной травы, сколько болью кровавых мозолей на ладошках. «Школьники забрасывали сено в телеги, каждый ходил за своей лошадью. Работали полдня. Мама Прасковья Ивановна ставила меня загребать сразу за двумя телегами, чтобы дочка председателя подавала пример. Ту физическую боль я до сих пор помню».
Родных сестер, Тамару и Нину, после вой­ны удалось выдать замуж в Ногинск — тогда это был фактор выживания для многодетных семей. Брата Алексея в 17 лет призвали в армию и направили в Гороховецкие лагеря, открытые по приказу Клима Ворошилова. Новобранцы, завшивленные и голодные, ждали там отправки на фронт. Мама, забив барашка, отправилась туда своим ходом. И это в те голодные времена, когда картошка была лакомством! Рассказывала потом: приехала, а мальчишки сидят, глазами хлопают. Поговорила с сыном. А вскоре парней отправили на фронт. Высадили в Польше, выдали обмундирование. И вдруг радостная новость: Победа! Вот так ее брат и остался жив. Но вернулся домой не сразу — служил в Кремлевском полку, подошел и статью, и ростом. Даже участвовал в знаменитом Параде Победы! А умер Алексей Федорович в ноябре 2001 года.
У самой Любови Федоровны двое детей, Геннадий и Лидия. Сын живет во Владимире, работает мастером-наладчиком. У него двое детей, как и у Лидии Ивановны, которая живет в Москве. Подрастают и четверо правнуков. В общем, всё нормально. Об одном Любовь Федоровна грустит: что нынешнее поколение не чета прежнему. Бабушка часто вспоминает, какие строгие нравы были во время ее молодости: «Не дай Бог оскорбить кого-то. У нас дома было строго, и у меня тоже: я воспитывала своих детей, как моя мама, много воли им не давала». Вообще, чувствуется, что Любовь Федоровна многое переняла от матери, которая привыкла трудиться без выходных и привила детям ту же любовь к труду и уважение к людям.
Сейчас дети капризные. Пожилые люди смотрят на жизнь шире. Пережив войну и голод, нынешние трудности им не кажутся чем-то особенным, они больше о душе думают. У всех иконы в домах, чистота и порядок, а внешняя обстановка, как водится, показывает и внутреннее состояние человека…

Герман Джулаев. Фото автора 
и из семейного альбома Л.Ф. Кузнецовой.

Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Есть женщины в русских селеньях...
Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.