Муниципальное автономное учреждение «Информационно-издательский центр «Суздаль-Медиа» Суздальского района Владимирской области
г. Суздаль, Красная площадь, 1 +7 (49231) 2-03-34, 2-08-95

Дмитрий Виноградов создатель русского фарфора

26 Марта, 2020

В текущем году исполняется 300 лет с года рождения нашего земляка, изобретателя русского фарфора Дмитрия Виноградова.
Вопрос о памяти ученого в Суздале обсуждался на Градостроительном совете при администрации города в январе текущего года.
Дмитрий Иванович Виноградов родился в 1720 г. в семье священника суздальского Рождественского собора. Жила семья недалеко от собора в кремле (ныне место дома №10 по ул. Лебедева). Вероятно отец будущего ученого был достаточно образованный, поскольку заметив успехи сына в учении, отправил его в начале 30-х годов в Москву в единственное тогда высшее заведение – Славяно-Греко-Латинскую Академию, где Дмитрий познакомился и подружился с Михаилом Ломоносовым, хотя тот и был старше по возрасту. Любопытно, что как раз в это время в Академии преподавал её же выпускник Порфирий Крайский, который позже станет ректором Академии, а через 15 лет епископом Суздальским и будет на суздальской кафедре 8 лет. В 1735 г. Дмитрий Виноградов в числе 12 самых успешных учеников Академии был отправлен для продолжения обучения в Санкт-Петербург, а вскоре вместе с М. Ломоносовым и сыном советника Берг-Коллегии Райзером был направлен в Германию в г. Фрейберг для изучения горного дела. В Германии студенты сначала 3 года учились в г. Марбурге у профессора Христиана Вольфа. Как вспоминал Виноградов, это было самое хорошее время в его жизни. Профессор довольно лояльно и доброжелательно относился к студентам. В Марбурге студенты изучали арифметику и тригонометрию, механику и физику, химию и гидростатику, гидравлику и т.д. Кроме того Виноградов расширил подготовку по логике, метафизике, брал уроки рисования, выучил немецкий, французский и латинский языки. В 1739 г. студенты переехали в  Фрейберг для изучения горного дела у профессора Иоганна Генкеля. У этого профессора в отличие от Христиана Вольфа был  тяжелый характер, он не щадил студентов, заставляя работать их на шахтах и рудниках в качестве практики. В 1744 г. обогащенные знаниями Виноградов и Райзер вернулись на родину. Ломоносов уехал из Фрейберга раньше. По возвращении студенты сдали аттестацию на звание бергмейстера (горного мастера).  Президент Берг-Коллегии В.С. Райзер после экзамена заметил, что «из всех иностранных мастеров не знает ни одного, который по знаниям превзошел бы Дмитрия Виноградова». Но горным мастером 
Д. Виноградову не суждено было стать. В конце этого же года он был откомандирован на открытую Невскую порцелиновую (фарфоровую) мануфактуру для организации фарфорового производства и приписан к немецкому мастеру Конраду Гунгеру, занимавшемуся этим делом по приглашению русских властей. Курировал этот вопрос кабинет-министр 
И.А. Черкасов, которого характеризуют, как честного, но жесткого даже жестокого чиновника-карьериста. 
В 1746 г. Гунгер, оказавшийся попросту мошенником, был выслан. Наладить производство русского фарфора было поручено Дмитрию Виноградову, ему было в то время 26 лет. Первый удовлетворительный опыт мастер получил в том же 1746 г. 
Сырьевую основу русского фарфора составили глина, кварц, алебастр, тонкость помола этих элементов Виноградов определял буквально на зуб и язык, а количественный баланс был составлен в результате многочисленных проб. Перемешанное и размятое тесто оставлялось для вылеживания от нескольких месяцев до нескольких лет. Изделия либо вытачивались на гончарном круге или простейшем токарном станке с ножным приводом, либо прессовались в алебастровых формах. Пробный фарфор Виноградов вытачивал и формовал сам. Отформованные изделия после просушки помещались в глиняные капсули, которые и устанавливались в обжигательных печах – горнах, их также конструировал сам мастер. После первого обжига изделия глазуровались, потом ещё раз  обжигались.  После чего каждое здоровое изделие – белое прозрачное с ровной глазурью – знаменовало успех.
Во время проведения работ Виноградов не только смог открыть процесс производства фарфора, но и исследовал различные месторождения глины, создал инструкции по её промывке, проводил эксперименты с различными видами и типами топлива, сам проектировал печи для обжига, руководил их строительством, описал около 100 рецептов огнеупорных отечественных красок для надглазурной росписи, чему помогло его знание минералов и других природных материалов. В росписи им активно использовалась позолота, материалом для которой служили золотые монеты. Виноградов занимался всеми организационными вопросами. Открытую им методику изготовления фарфора он не держал в секрете, лично проводил подготовку квалифицированных специалистов самого разного уровня для производства и росписи фарфоровых изделий. 
Ученый был не только практиком, но и теоретиком, изложил в 1752 г. свое открытие в труде «Описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ». Принимаясь за свой труд, мастер указал в предисловии 3 главных мотива, подтолкнувших его к написанию работы: первая причина – «по должности», вторая – чтобы приемники его, имея всегда пред глазами описание всех молчаливых опытов, ошибок и пр., не могли «с прямого пути сбиться, а также вновь того в поте лица не искали, что уже прежде с великим трудом искано и опытами засвидетельствовано»; третья причина – «наивяще в том состоит, чтобы обманщики, волочаги и сумасброды впредь нас не могли обмануть».
Несмотря на свое открытие и достигнутые очевидные успехи в производстве фарфора, мастер не только не получил никаких благодарностей и наград, напротив, требуя от него увеличения выпуска продукции и боясь раскрытия секрета изготовления фарфора, чиновники не выпускали его с мануфактуры, он и жил по существу у обжигательной печи. Мануфактура во второй половине 50-х годов XVIII в. представляла собой вполне налаженное производство фарфоровых изделий различного назначения. А награды за открытие мастера получил как раз кабинет-министр И.А. Черкасов, надзиравший за ходом дел по производству фарфора и докладывавший императрице об успехах мануфактуры. 
Непосильный, почти каторжный труд, неблагодарность, грубость и издевательство чиновников привели учёного к истощению физических сил и психическому расстройству. В августе 1758 г. Дмитрий Иванович Виноградов заболел и через пять дней умер, установить диагноз доктор не смог.
Виноградовский фарфор специалисты определяют периодом с 1746 по 1758 (год смерти), хотя некоторые продлевают этот период до 1765 г., когда Невская порцелиновая мануфактура была реорганизована в Императорский фарфоровый завод. Сохранилось всего 9 изделий с маркой мастера в виде буквы W, большинство из них хранится в Эрмитаже. В нашем музее в исторической экспозиции, где размещён материал о гениальном земляке, можно увидеть копию с сахарницы Виноградова, выполненную художником-керамистом В. Розановым, оригинал хранится в музее «Кусково».
В Суздале в 70-е годы ХХ в. одной из улиц было присвоено имя Д.И. Виноградова, на одном из домов которой была установлена мемориальная доска, в настоящий момент доски нет. Наша задача возобновить память Д.И.Виноградова в Суздале и всегда помнить об учёном, мастере, изобретателе русского фарфора, по качеству не уступавшему знаменитому мейсенскому фарфору, прожившему такую короткую, плодотворную, трагичную жизнь. 

А.С. Зайкова, 
директор Суздальского филиала ГВСМЗ, 
председатель президиума Суздальского отделения ВООПИиК.


Дмитрий Виноградов создатель русского фарфора
Дмитрий Виноградов создатель русского фарфора
Дмитрий Виноградов создатель русского фарфора
Дмитрий Виноградов создатель русского фарфора
Дмитрий Виноградов создатель русского фарфора
Дмитрий Виноградов создатель русского фарфора
Другие новости
Copyright © МАУ ИИЦ «Суздаль-Медиа», 2018. Все права защищены.